RSS Feed

В режиме трех «БЕЗ»

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Антон Зверев   29.07.2011  12:15


В челябинской школе №104 не ставят отметок, не задают домашнее задание и нет дневников. Учителя совместно с родителями творчески развивают индивидуальность каждого ученика и учат детей учиться. Каким образом педагогам 104-й удалось создать условия для самореализации, социализации и духовного развития детей – об этом рассказ обозревателя «Просвещения» Антона Зверева.

«Школа без отметок и заданий на дом» – пишут о 104-й в местной печати. Что, скажем сразу, абсолютно соответствует реальности. Но удивительно – отсутствие поурочных отметок и громоздкого ежевечернего домашнего задания отнюдь не мешает здешним ученикам побеждать в самых престижных олимпиадах и конкурсах, получать по окончании золотые и серебряные медали.

«Работая в других школах, я постоянно видела во время перемен эту, увы, стандартную «картину маслом»: дети облепили подоконник – целые толпы списывающих домашнее задание учеников. Вот почему у нас оно необязательно, это задание. Каждый преподаватель предлагает классу три варианта ДЗ – на выбор. Мы не диктуем, мы разговариваем с детьми. Ребята советуют мне, когда провести валеологическую паузу, делятся трудностями, активно соучаствуют в строительстве урока. Все эти выливаются в системно-деятельностную логику организации занятий через работу в группах, индивидуальную поддержку, постоянный поиск новых методов учения: для знаний, а не ради формальных отметок», – считает заместитель директора школы по научно-методической работе Валентина Кузнецова.

Еще в начале 1990-х годов группа немецких ученых, профессоров крупнейших университетов (Ганс-Гюнтер Рольф, Херберт Бухен и др.) при участии известного норвежского исследователя и общественного деятеля Пера Далина разработали концепцию социально активной, развивающейся школы. Ее челябинцы и взяли за основу.

Ядром этой концепции является принцип (или технология) трех «БЕЗ», когда ребята занимаются без дневников, домашних заданий, им не выставляются текущие отметки. Эксперимент охватывает все одиннадцать классных параллелей, все предметы расписания.

Итак, оценок нет. Совсем?
– Что вы, так не бывает, – говорит директор школы, почетный работник общего образования РФ Ольга Петрова. – Без четко налаженной «обратной связи» с внешним миром, функции которой они обеспечивают, школе не прожить. Да и родители нас не поймут. Просто мы поменяли пятибалльную систему на зачетную (15-балльную) – в форме ежемесячного подведения итогов. Это может быть, к примеру, контрольная работа (устная или письменная), творческий зачет, защита индивидуального проекта и так далее.

«Ты не поверишь, мама! В этой школе можно спорить с учителями…»
 (Реплика ученика второго класса 104-й школы из телепередачи «Чел-ТВ») 

Все эти перемены побудили коллектив вплотную заняться работой с родителями. И доказать на практике, что даже самые анахроничные, традиционно нелюбимые (учителями, в том числе) мероприятия – скажем, те же родительские собрания, могут быть творчески переосмыслены с учетом требований нового стандарта, причем так, чтобы работать на индивидуальность ученика, а не против нее.

С семьей надо работать творчески
Дело в том, что в своем традиционном (громогласно-массовом) обличии эти собрания нарушают главнейший принцип гуманистической педагогики – «Не рань!». Уже тот факт, что глубоко личные проблемы ученика (его семьи) обсуждаются публично, на виду «у города и мира», больно бьет по самолюбию родителей. В 104-й придумали способ наладить диалог с семьей в режиме «один на один», без лишних глаз. В очень уютной, можно сказать, домашней атмосфере. С 2006 года здесь ежемесячно проводят «Дни открытых классов». Учителя-предметники заранее вывешивают приглашения для индивидуальных консультаций, указывая номер кабинета, где они будут ждать гостей. Родители записываются на удобное для них время (в промежутке между шестью и девятью часами вечера) и являются к преподавателю вместе со своим ребенком. Таким образом, жизненно важные вопросы бытия ученика решаются при его непосредственном участии, а не за его спиной. «Эффективность принимаемых вместе с учащимся решений возрастает многократно», – утверждают школьные психологи.

Очень важно и то, что этот трехсторонний равноправный разговор не допускает общих рассуждений типа «Я смотрю на Васю, и мне кажется…». Преподаватель (иногда его роль выполняет школьный психолог) подтверждает каждое свое высказывание документом: будь то дневник его профессиональных наблюдений, индивидуальная карта ребенка, стопка (или альбом) с подшитыми работами ученика, классный журнал, итоги внутришкольных социологических исследований и мониторингов.

Переходя из одного открытого класса в другой, родители встречаются с интересующими их специалистами и воочию убеждаются: с детьми действительно работают, их здесь действительно учат учиться. Мало того, каждый родитель, если говорить о младшей школе, регулярно получает распечатку, иллюстрирующую динамику освоения способов универсальных учебных умений его любимым чадом.

Честно сказать, тут что ни шаг – открытие. Где вы еще видели школу, чьи родители защищают на «Кругах общения» (есть и такая форма внеурочной деятельности в 104-й) собственные исследовательские работы; делятся уникальным опытом своей профессии, снимают фильмы, авторские фотовыставки организуют? И где, мало того, созданы первые совместные клубы взрослых и детей – по общим интересам!

Школа выходит на производство
В марте, во время весенних каникул, все ученики (и опять же, именно благодаря своим родителям) изучают средства массовой коммуникации, – как говорится, с выездом на производство. В рамках этого проекта они посещают телерадиокомпанию «Южный Урал», почтовые отделения Челябинска, редакции местных газет, Челябинский областной государственный архив и даже Центр «Медицина катастроф», диспетчерскую службу городского аэропорта. «Из этого проекта, – говорит директор школы Ольга Викторовна, – выросла наша собственная школьная радиостудия».

Или еще одна традиция. Два раза в год ребята выходят на улицы Челябинска с граблями и мусорными мешками. В идеальный порядок приводят не только пришкольную территорию. Фронт работ значительно серьезнее: берег реки Миасс, Университетская набережная, территория двух детских садов, дворы близлежащих домов, разбивка цветников в зоопарке. Такой вот экологический десант давно стал одной из визитных карточек школы. Кроме веселого настроя, к этому дню каждый класс готовит свою остроумную «кричалку», стенгазету, песню. И, конечно, по итогам – творческую презентацию проделанной работы.

Привлечь семейную общественность к образованию своих детей – главная цель реализуемого «юнесковцами» проекта «Содружество семьи и школы». И действительно, дух этого содружества насквозь пронизывает все сколько-нибудь яркие события, происходящие в этом сообществе детей и взрослых. «Осенний бал», «Славянский проект», «Чистота родной речи», «День Земли» (экологический десант), «Самая, самая семья» (спортивная, творческая, интеллектуальная). Ежевесенние, особенно любимые детьми «Проектные недели». Ни один из этих праздников ума, фантазии, труда не обходится без участия родителей. Они вместе с детьми поют, танцуют полонез, шьют костюмы к «Осеннему балу», организуют русские народные забавы и играют в спектаклях детского театра «Любимая школа».

«Экспромты? Нет, у нас все начинается с планирования», – рассказывает заместитель директора Валентина Александровна Кузнецова. Родители делегируют своих представителей в Совет родителей класса и школы, на родительскую конференцию. Для более эффективного управления создаются временные творческие коллективы (группы) для подготовки общешкольных мероприятий: «Советы дела», в которые входят в равных пропорциях учителя, родители, учащиеся; проектные группы. А подготовкой научно-исследовательских проектов учащимися и учителями ведает «Школа молодого исследователя».

В итоге каждое из общешкольных коллективных творческих дел (КТД) строится по принципу: вместе планируем, проводим, обсуждаем результаты. Есть и еще одно правило – «Каждое дело – творчески. А иначе зачем?», завезенное сюда из всероссийского лагеря «Орленок» еще в те годы, когда одной из челябинских школ руководил страстный приверженец орлятской педагогики, ныне известный педагог-новатор, академик РАО Владимир Абрамович Караковский. Он-то и заразил челябинскую педагогику микробом орлятского творчества. Хотя, если подумать, все логично. Ибо иначе – зачем?

Визитная карточка
Школа №104 была основана в 1993 году как ассоциированный член ЮНЕСКО (первый директор – Владимир Солодов). О ее огромной «популярности в народе» свидетельствует, скажем, тот факт, что вместо «проектных» 825 учеников здесь учатся около 1000 ребят. Учебно-воспитательный процесс организован в одну смену, с обязательной прогулкой и занятиями в клубах, коллективах дополнительного образования. В старших классах обучение ведется по трем профилям: физико-математическому, социально-гуманитарному и информационно-технологическому. Основная задача – создание оптимальных условий для самореализации, социализации и духовного развития детей на основе толерантных отношений учителей, детей и родителей.

МОУ СОШ №104 дважды получала гранты Президента РФ (в 2006 и 2008 г.г.). Является базовым центром повышения квалификации для учителей из 55 школ Челябинской области. Опыт 104-й перенимают педагоги из Магнитогорска, Копейска, Троицка, Миасса, Чебаркуля, Нижнего Тагила, Екатеринбурга.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив