RSS Feed

Модернизация региональных систем общего образования: «поддержать тех учителей, которые качественно выполняют работу»

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Анна Белякова   20.07.2011  14:06


Полным ходом идет работа над проектом по модернизации региональных систем общего образования, инициированным Председателем Правительства РФ Владимиром Путиным. Одним из ключевых моментов реализации этого проекта является увеличение с сентября этого года на 30% среднего уровня заработной платы учителей. О том, как это будет происходить, рассказал на встрече с журналистами статс-секретарь, заместитель министра образования и науки РФ Игорь Реморенко.

Повышение заработной платы учителей будет дифференцированно в зависимости от результатов труда каждого учителя, то есть не всем учителям заработная плата будет увеличена минимально на 30% — этот пункт и вызывает наибольшее непонимание в педагогической среде.

— За прошлые годы у нас в стране сложился баланс фонда оплаты труда образовательного учреждения, — рассказал Игорь Михайлович. — Он состоит из двух частей: базовая, гарантированная — за то количество часов, которые ведет учитель, и за его разряд и стимулирующая часть — это выплаты за результат. Наиболее оптимальное соотношение между базовой и стимулирующей частями, как показывает опыт нескольких лет, это 70% на 30%. Но в разных регионах это соотношение разное. При увеличении заработной платы возникает вопрос: какая из этих частей вырастет больше, а какая меньше? Если все деньги направить в стимулирующий фонд, то гарантированная часть уменьшится. А если мы увеличим базовую часть, гарантированная часть станет больше. Но тогда, например, молодые учителя будут идти в школу с меньшим интересом, потому что они не имеют разрядов и заработную плату могут наращивать как раз за только счет стимулирующей части. Поэтому, с одной стороны, увеличивать стимулирующие выплаты — плохо, потому что это, как правило, временные выплаты, они зависят от результата, с другой, большой размер базовой части — тоже плохо, так как в этом случае абсолютно консервируется существующий кадровая ситуация и пропадает стимул работать ради новых результатов, — пояснил Игорь Реморенко. — Поэтому мы рекомендуем выдерживать соотношение 70/30, и в зависимости от того, как сложилась ситуация в регионе, увеличивать либо базовую, либо стимулирующую часть, чтобы этот баланс соблюсти.

При этом увеличение заработных плат коснется абсолютно всех, так как «увеличивается стоимость ученико-часа — это отправная точка для всех расчетов и выплат», — добавил министр образования и науки Калужской области Александр Аникеев. Дифференциация же будет происходить за счет стимулирующей части.

— Мы хотим поддержать в первую очередь тех учителей, которые качественно выполняют работу, — пояснил Александр Сергеевич.

Что подразумевается под результатами труда и качеством работы? Это уменьшение количества хронических двоечников, победы ребят на олимпиадах, в различных конкурсах, высокая оценка учителя как классного руководителя. Так как установление объемов стимулирующих выплат — процедура непростая, требующая индивидуального подхода, она будет проходить с участием школьных советов, которые будут рассматривать обстоятельства работы каждого учителя.
Говоря о размерах зарплаты учителям, Игорь Реморенко сделал особый акцент на ее соотнесенность со средним показателем по экономике того или иного региона.

— В этом проекте вместе с профсоюзами мы подробно изучили зарплатную ситуацию в регионах, рассказал Игорь Михайлович. — Она действительно очень разная: есть регионы, где средняя зарплата на уровне 10 тысяч, и в этих пределах достичь среднего по экономике проще, если этот показатель составляет, например, 13-14 тысяч. А есть регионы, где средняя заработная плата 30 тысяч, но среднее по экономике — 50 тысяч рублей. В последнем случае увеличить на 30% — все равно не достичь среднего по экономике. Но никуда от этого не деться, у нас разные условия жизни, и зарплаты везде разные. Ограничителем в этом смысле выступает минимальный размер оплаты труда. Но то, что заработная плата разная в зависимости от социально-экономических условий — это неизбежно.

В проекте предполагается, что выделенные федеральные средства заместят расходы на модернизацию региональных систем общего образования из местных бюджетов, при этом высвобожденные средства будут направлены как раз на повышение зарплаты учителей. Но существуют регионы, где таких средств тратилось очень мало, поэтому у них физически нет денег на повышение зарплат. Как все будет происходить в такой ситуации?

— В апреле мы провели мониторинг регионов: сколько они тратят на оборудование и текущие расходы, имея в виду не только учебное оборудование, но и оснащение спортзалов, медицинских кабинетов, библиотек, проведение ремонта, установление окон, покупку столов, учебных пособий и так далее, — пояснил Игорь Михайлович. — Все эти расходы мы проанализировали, чтобы увидеть, как регионы тратят. В самом деле, какие-то регионы тратили не достаточно, правда, таковых немного. Учитывая, что в этом году мы работаем по этому проекту только четыре месяца, с сентября по декабрь, денег на замещение вполне хватает. Возможно, эта позиция будет нуждаться в корректировке на следующий год, но это — тема, которую мы будем обсуждать в ноябре-декабре, когда получим первый опыт регионов. Но сказать, что сейчас кто-то «проваливается», нельзя.
Также в проекте предусмотрен момент приостановления финансирования, если регион не выполняет взятые на себя обязательства. Возникает вопрос: не пострадают ли от этого дети?

— Финансирование вряд ли коснется детей и заработных плат учителей. Просто в случае невыполнения взятых обязательств региону придется преодолевать свое отставание за счет своих же средств финансирования, — объяснил заместитель министра образования и науки. — Объем финансирования не уменьшится, изменятся доли: будет меньше федеральных средств, больше региональных. То есть регионы своими средствами будут компенсировать свои же недостатки. Эта мера — скорее стимул для управленцев, которые реализуют этот проект.

На встрече было высказано предложение о законодательном закреплении норм, установленных в проекте.

— Мы хотели бы в рамках интегрированного закона об образовании предложить, как сформулировать эту норму, — сказал Игорь Михайлович. — Если нам удастся на протяжении 2011-2013 годов с учетом всех запланированных проектных изменений удерживать и обеспечивать гарантию соотношения учительской заработной платы к среднему по экономике в регионах, то мы не исключаем, возможность законодательно закрепить все это. Но это серьезное государственное решение: если мы подписываемся и законодательно закрепляем сохранение такого соотношения, то мы должны обеспечивать постоянный рост заработных плат, — заключил он.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив