RSS Feed

Класс по новому стандарту

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Евгений Скворцов   18.07.2011  13:54

Село Тямша находится в получасе езды от Пскова. В селе находится Тямшанская гимназия – единственная школа Псковского района, которая в 2010-11 учебном году перешла на новый ФГОС начального образования по мере готовности. О том, что изменилось и что не изменилось в гимназии за прошедший год, — в очерке Евгений Скворцова.

В прошлом году в гимназии набрали два первых класса, но на новый ФГОС перешел только один – прогимназический. Деление на классы более и менее продвинутые здесь обычная практика: после зачисления в школу всех обследуют и логопед, и психолог, и социальный педагог, так что в прогимназический класс можно отобрать детей более способных, чтобы учить по более сложной программе.

Класс по новому стандарту взяла Ольга Викторовна Воробьева – учитель высшей категории, с 20 годами стажа, а класс по старому стандарту – Михаил Николаевич Иванов, начинающий учитель, только что окончивший Опочецкий педагогический колледж.

Директор гимназии Наталья Анатольевна Федорова сразу объясняет, что иного выхода не было: молодого специалиста решили пожалеть, дать период на адаптацию и не загружать сверх меры. И дело не в том, что сама работа по новому стандарту требует каких-то уникальных усилий – просто школа, перешедшая на стандарт по мере готовности, становится пилотной площадкой для передачи опыта всем остальным (в первую очередь, Псковскому району: 10 школ и еще два десятка филиалов, где есть начальные классы). Молодому человеку пришлось бы демонстрировать свой опыт и давать консультации учителям всего Псковского района — нагрузка для вчерашнего выпускника колледжа, который одновременно работает и учится в вузе, и впрямь непосильная. Гордиться можно уже тем, что в сельской школе появился учитель-мужчина, да еще и совсем молодой, да еще и в начальных классах.

Как готовились?
Сельская школа, выбранная для перехода на стандарт по мере готовности, не уступает многим городским. В рамках комплексного проекта модернизации образования проводилось техническое оснащение всех школ области (Псковская область реализовала свой проект в 2007-2009 годах), а до этого, в 2006 году, Тямшанская гимназия получила президентский миллион за победу в нацпроекте, значительная часть которого была потрачена на информатизацию.

«Когда мы заполняли дорожную карту – таблицу готовности учреждения к введению ФГОС, лишний раз вспомнили, какая огромная работа была проведена за последние три года, — рассказывает Наталья Федорова. – Улучшалось финансирование в целом, учебные кабинеты оснащались по современным требованиям – парты, другая мебель, доски, наглядные пособия, рабочее место учителя, почти во всех классах есть мультимедийные установки. Так что сегодня все кабинеты начальной школы в основном отвечают требованиям к современному оснащению учебного процесса, предъявленным в новом стандарте».

Школьному зданию более двух десятилетий, и когда сюда приходят выпускники прошлых лет, то первая реакция у всех одинаковая: когда мы учились, о таком оборудовании и не мечтали. Для учителей оснащение – тоже дополнительный стимул, при том что средняя зарплата в гимназии – чуть больше 11 тысяч, а максимально можно заработать около 20 тысяч (в целом в Псковской области зарплата учителей уже доведена до средней по экономике).

Год назад в гимназии был принят пакет нормативных документов о переходе на обучение по новому ФГОС (об утверждении плана реализации ФГОС, положений, должностных инструкций, плана-графика повышения квалификации и проч.), сформирована рабочая группа во главе с директором, началась разъяснительная работа среди родителей и педагогов. В числе последних — учителей среднего и старшего звена: чтобы они заранее начинали разбираться в принципах, на которых основаны новые стандарты.

Ольга Викторовна Воробьева отучилась на курсах в Псковском областном институте повышения квалификации работников образования (ПОИПКРО), а заведующая гимназической кафедрой начальных классов Светлана Анатольевна Шестак (в этом году она выпустила четвертый класс) прошла обучение в Москве, то есть получила статус тьютора, и ее включили в состав региональной группы по внедрению ФГОС.

Что изменилось?
Спрашиваю Светлану Шестак и Ольгу Воробьеву, что изменилось в гимназическом первом классе при переходе на новый стандарт. Ответ: «Ничего».

«Когда мы читали предварительные публикации о стандарте, когда, наконец, получили принятый стандарт и сравнили его со старым, было ощущение, что поменяться должно все, — рассказывает Светлана Анатольевна. – Прямо скажем, текст нас встревожил. Но потом, когда мы подробно изучили стандарт – а изучать было сложно, язык все-таки тяжелый, — разобрались в идеологии, то поняли, что мы как работали, так и будем работать. Стандарт аккумулирует все лучшее, что было разработано за последние годы, предполагает ряд серьезных инноваций в образовательном процессе, а мы их и так внедряли. Но раньше мы это делали по своей инициативе, для развития своей гимназии, а теперь это инициатива государства. Единственное, что для нас меняется, — наш опыт теперь широко востребован, и мы уже начали им делиться».

Пока при переходе на новые стандарты у учителей и администрации гимназии вызывает затруднения бумажная работа. Протоколы, приказы, локальные акты, система оценивания, да и сама образовательная программа – на все это требуется время, энергия, юридическая подготовка и даже определенный словарный запас. Всего этого практикующему учителю зачастую не хватает.
А собственно в содержательных вопросах, как здесь считают, проблем нет. В гимназии хорошо знакомы с развивающим образованием – систему Эльконина-Давыдова здесь изучали, внедряли, и ее отличия от других подходов, по мнению учителей, были интересны уже потому, что ее разрабатывали психологи, а не методисты. И проблема была только в том, что в основной школе не удавалось обеспечить преемственность – разработок хватало только для начальной школы. Впрочем, в гимназии есть своя образовательная технология, разработанная псковским ученым Натальей Галеевой, — ИСУД, что означает «индивидуальный стиль учебной деятельности». К этой технологии, рассказывает директор, решили прибегнуть в среднем звене, когда у детей обычно снижается мотивация к учебе, а значит ухудшается качество образования. И директор, и учителя уверены, что эта технология также помогает внедрению нового стандарта. В гимназии есть еще и своя воспитательная система «АИСТ», в которой была описана модель выпускника еще до появления новых стандартов (описание этих гимназических ноу-хау, впрочем, оставим за скобками).

Проблем с организацией внеурочной деятельности в гимназии тоже не возникло. В Псковском районе так сложилось исторически, что дополнительное образование развивается при школах. В результате 10 часов в неделю внеурочной деятельности в прогимназическом классе фактически стали всеобщими, хоть и формально — необязательными. Спортивное, эстетическое, гражданско-патриотические и прочие направления – все здесь представлено. В обычном классе внеурочная деятельность, конечно, тоже представлена, но тут целенаправленно выстраивать связь с урочной деятельностью не стали, в учебный план она не заложена — как и раньше, представляет собой обычное дополнительное образование по желанию. Какие-то занятия – например, гражданское образование – рассчитаны только на прогимназистов. И система постоянного оценивания развития ребенка, которую Ольга Викторовна давно использовала в своей работе, а теперь использует в рамках нового стандарта, в обычном классе тоже пока не практикуется.

Прошу учителей объяснить мне по-простому, что такое деятельностный подход. Светлана Анатольевна отвечает так: «Раньше как проводился урок русского языка? Учитель говорил, что сегодня будем изучать склонения существительных. Мы учили правила, потом отвечали на вопросы о правилах и применяли их на практике – вставляли буквы в окончания существительных. А при деятельностном подходе ребенку нужно сначала создать мотивацию, заинтересовать его, например, задав вопрос, почему мы пишем «в тетрадИ», но «в тетрадкЕ». Дети уже знают, что такое род, и теперь им нужно объяснить, что есть еще и склонения, зная которые, можно подобрать правильные окончания. И дальше, основываясь на примерах, они сами формулируют правила, из слушателей превращаются в создателей знаний. Не мы им их даем, а они их сами открывают. Главным смыслом учебного процесса становится сотворчество, а учитель – его координатором».

У Ольги Воробьевой есть свое ноу-хау, которое как нельзя лучше пришлось к месту при введении нового стандарта, — система оценивания в начальной школе. Она его разработала в начале 2000-х годов, когда проводился широкомасштабный эксперимент по обновлению структуры и содержания общего образования (на сленге – «ширмаш»). В шкафу в своем классе она хранит толстые папки – портфолио учеников, причем даже тех, кто уже окончил начальную школу. Портфолио составляется всем миром – участвуют и родители, и учителя, и сам ребенок. Вместо привычных таблиц с оценками по предметам – наглядная информация: от всевозможных грамот и отчетов об участии в конкурсах до анализа контрольных работ и динамики показателей техники чтения.

О ценности опыта
В феврале 2011 года на базе Тямшанской гимназии был проведен семинар на тему «Деятельностный подход в учебно-воспитательном процессе в свете требований ФГОС», в котором участвовали 47 человек из разных районов Псковской области. Основной доклад о деятельностном подходе сделала завкафедрой дошкольного и начального образования ПОИПКРО, а Светлана Анатольевна Шестак дала мастер-класс – провела занятие по анализу урока с позиции деятельностного подхода.

Первоклассники были на коротких каникулах, так что урок демонстрировали в видеозаписи, а сам мастер-класс проводился в интерактивной форме – чтобы учителя сами попробовали что-то сделать. А потом учитель информатики провела еще и практикум по формированию читательских навыков с использованием ИКТ.

Гимназическая группа по внедрению стандарта работает на весь Псковский район – на заседаниях районных методических объединений учителей начальных классов представители Тямшанской гимназии в центре внимания. Гимназия является сетевой площадкой ПОИПКРО, и здесь проводятся семинары не только на тему стандартов. «Приезжали к нам учителя географии, — вспоминает Светлана Шестак. – Они, конечно, изучали свои вопросы, но их тоже интересует стандарт начальной школы, поскольку вопрос преемственности стоит остро: нужно знать, чего ожидать, к чему готовиться. Я рассказывала, какие акценты расставляет стандарт, как должно быть организовано обучение в начальной школе, что конкретно мы делаем, и у географов было очень много вопросов».
И если в Тямшанской гимназии при переходе на стандарт ничего не меняется, то в большинстве других школ, которым предстоит этот переход в новом учебном году, должно измениться многое. Даже если региональные власти уже позаботились о техническом оснащении, содержательные проблемы все равно остаются.

Светлана Шестак считает, что тех учителей с большим стажем, которые всю жизнь основывались на репродуктивных методах и выпускали при этом вполне успешных учеников, а в последнее время показывают хорошие результаты на квалиметрическом мониторинге (областная система контроля качества школьного образования), переучить работать по-новому будет затруднительно. Но тут свою роль сыграют интегрированные тесты, которые разрабатываются под новый ФГОС: что будут оценивать – тому и будут учить. В ситуации, когда итоговое оценивание – это не только предметные, но и метапредметные результаты, результаты работы по формированию универсальных учебных действий, учитель будет, например, отслеживать, как ребенок работает в группе, чему раньше внимание не уделялось. Да и вообще в оценочной деятельности уже недостаточно будет привычной пятибалльной шкалы. «Нельзя сказать, что учителя против перехода на новый стандарт. Просто они понимают, сколько здесь сложностей. И есть определенная настороженность: справлюсь ли я?»
При этом любой педагогический опыт при внедрении новых стандартов в Тямшанской гимназии считают очень полезным, что, кстати, нетипично – даже разработчики стандарта говорят, что именно молодым учителям, не отягощенным устоявшимися представлениями об ученом процессе, работать по стандарту проще.

Впрочем, Михаил Иванов как представитель молодого поколения учителей говорит так: «В колледже информацию о новых стандартах нам, конечно, давали, но не в том количестве, чтобы чувствовать себя уверенным. Это связано с тем, что стандарты были приняты не так давно, и разобраться в них преподаватели просто не успели. Я думал, что новые стандарты все-таки рассчитаны на учителей с опытом работы – молодому специалисту нужно вникать, пробовать, проверять, это требует очень большого внимания. Буду стараться».

Пытаюсь возразить, что, может быть, в педагогических колледжах преподаватели недостаточно осведомлены о новшествах в образовательной политике, оторваны от действительности, но директор соглашается со своим учителем: «Я бы не стала утверждать, что колледжи оторваны от школьной реальности. Последний год обучения – это педагогическая практика, Михаил Николаевич проходил ее в нашей гимназии и все здесь узнавал. Просто это очень тяжело – сразу попасть в образовательное пространство школы, соответствовать тем огромным требованиям, которые предъявляются к учителю в современном обществе. Понимание приходит с опытом практической работы. Я считаю, молодых специалистов на руках носить надо. И доверять им надо больше».

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив