RSS Feed

Елена Низиенко: «В группе никогда не будет ни 50, ни 40, ни 35 детей»

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Анна Белякова   25.07.2011  16:25


Почти 150 лет назад было положено начало системе дошкольного образования в России: 27 сентября 1863 года в городе Санкт-Петербурге открылся первый детский сад. Сейчас система дошкольного образования в России является уникальной. Нигде в мире нет такой системы, потому что 99% — это государственный сектор, а всего лишь около тысячи учреждений — частный. То есть государство наряду с родителями взяло на себя функции дошкольного «воспитателя». О планах «воспитателя» на ближайшие годы, рассказала директор Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Елена Низиенко в рамках встречи «Приоритеты развития дошкольного образования».

В начале беседы Елена Леонидовна объяснила, почему государство уделяет дошкольному образованию так много внимания:
— В дошкольном возрасте закладывается все основное. Это не только подготовка к школе в обывательском понимании: научить читать, писать и считать. Наоборот, подготовка по федеральным государственным стандартам в дошкольном учреждении ставит совершенно другие цели: ребенок должен уметь правильно ощущать себя, занимаясь какой-то деятельностью, общаться со взрослыми, не только собственными родителями, но и другими взрослыми, должен уметь общаться в коллективе равных себе по возрасту детей и детей младше и старше, должна быть развита мелкая моторика рук, чтобы научится быстро писать — вот эти все моменты дети должны пройти в дошкольный период. Это основа основ.

Елена Низиенко выделила несколько основных задач в этой области и обрисовала «что вообще сейчас происходит с дошкольным образованием». Задача номер один — обеспечить всех желающих услугами дошкольного образования. Вторая ключевая проблема — это обеспечить качество дошкольного образования. Почему возникает проблема качества?
— Потому что дети стали другими. Дети, которые сейчас идут в детские сады, рождены в информационном обществе, они по-другому все воспринимают, они умеют пользоваться мобильными телефонами и компьютерами еще до того, как начинают ходить и говорить. Конечно, для таких детей дошкольное образование должно быть другим.

Исходя из этого, появилось новое федеральное государственное требование, которое определило два направления: первое — требование к условиям, второе — требование к структуре образовательной программы.
— Все-таки для нас дошкольное детство — это не только присмотр и уход, это еще и воспитание, развитие, обучение, — пояснила Елена Леонидовна. — Сейчас существует множество программ дошкольного образования, их насчитывается более 120. Детские сады сами выбирают, по каким программам работать, а наша задача — обеспечить качество этих программ. В законопроекте мы закладываем необходимость проводить инспективы этих программ, чтобы они попадали в детские сады качественными.

Еще одной причиной возникновения такого интереса к изменениям системы дошкольного образования директор Департамента общего образования назвала необходимость «индивидуализировать подходы в образовании».
— У нас появилась очень много деток с низкой массой тела, недоношенных деток. Они тоже приходят в систему дошкольного образования, они другие и к ним нужен особый подход, с ними необходимо работать особым образом. Поэтому возникает необходимость индивидуализировать подходы в образовании, необходимость грамотно выстроить систему дошкольного образования под каждого из детей, обязательно не лишить ребенка дошкольного детства.

Еще одна проблема в дошкольном образовании, которой уделяется много внимания — это возможность детям посещать детские сады. По сведениям, приведенным Еленой Леонидовной, сейчас в детские сады ходит 5 500 000 детей, в 2009 году — 5 200 000, то есть за последние три года количество мест в детских садах увеличилось на 300 000, значит, подчеркнула она, сеть дошкольного образования развивается. Растет также и количество государственных и муниципальных детских садов: в 2009 году — это 43 000 детских садов, в 2011 — 43 500.

— Рост есть, и тем не менее сохраняется очередь, — все же согласилась Елена Низиенко. — Говоря об очередности, когда произносят цифру около 2 000 000 детей в очереди, она производит сильное впечатление. Но если посмотреть внимательно на структуру этой очереди, станет понятно, что 70% — это дети от 0 до 3, то есть это дети, которым детские сады ни сегодня, ни даже завтра еще не понадобятся. А вот детей от 3 до 7 лет, когда детский сад действительно нужен, на сегодня в очереди чуть более 200 000. И конечно, ключевая задача обеспечить местами вот эту категорию детей.

Для детей младшего возраста, от 0 до 3 лет, Елена Леонидовна предложила организовать учреждения в других формах, например, в форме консультационных пунктов, где «мамы получают консультацию специалиста, а детишки вместе с воспитателем играют». Это группы кратковременного пребывания, которые необходимы, чтобы ребенок начал адаптироваться и учиться общаться с другими детьми. Такого рода учреждения нормативно разрешены.

Детей же от 3 до 7 лет надо обеспечить местами в детских садах, как государственных, так и негосударственных. Здесь директор Департамента выделила следующие задачи: первая — это развитие негосударственного сектора, вторая — развитие разных форм учреждений, в том числе и семейных групп. Что делается для того, чтоб решать эти задачи?

Что касается негосударственных учреждений: во-первых, компенсацию теперь получают все родители, независимо от формы учреждения детского сада, в который ходит их ребенок. Во-вторых, готовится к первому чтению законопроект о бюджетном финансировании негосударственных учреждений, как дошкольных, так и школ.
— Право на бесплатное образование есть у всех, — заявила Елена Низиенко. — Когда ребенок идет в государственное муниципальное учреждение, по нормативу бюджет финансирует этого ребенка, а когда в негосударственное — получается, что за него платят родители. Этот законопроект призван восстановить справедливость. По вводимому нормативу негосударственные учреждения будут финансироваться. А все, что сверх норматива — это уже решение родителей.

Также появились изменения в санитарных правилах и нормах. К помещениям дошкольных учреждений и детских садов теперь предъявляются более гибкие требования. Например, разрешается размещение дошкольных групп на третьих этажах зданий.
— Построить детский сад, со всеми подземными коммуникациями и так далее — это дорого, а если двухэтажное здание детского сада позволяет достроить третий, это и быстрее, и дешевле, и сразу дополнительных мест становится больше — пояснила Елена Леонидовна.

Установлены минимальные требования к группам, которые создаются вне дошкольных учреждений.
— Сейчас получается такая ситуация: в школах еще продолжается демографический спад, и там есть свободные помещения, которые вполне можно использовать под организацию дошкольных групп, — пояснила Елена Низиенко. — Но санитарные требования предъявлялись такие жесткие, что этого сделать было невозможно. Задача здесь стоит простая — сохранить помещения школ за образованием, так как демографический подъем все же пошел (уже третий год в первых классах увеличивается количество детей), и когда этот демографический подъем дойдет до школ в полной мере, может оказаться, что школ не будет хватать, если мы их сейчас не сохраним. А сохранить легко — сейчас размещать там дошкольные группы. Теперь это делать можно.

Директор Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ также затронула еще одно изменение, вызывающее много вопросов — в санитарных правилах теперь снят показатель максимальной наполняемости. В этой связи основные опасения вызывает то, что теперь в группах может быть, например, по 40-60 детей.
— Да не будет! — заверила Елена Леонидовна. — Не будет, потому что помещения детских садов строятся и всегда строились в соответствии со строительными правилами и нормами. Помещения больше 50 квадратных метров — только для спортивных и музыкальных залов, и они никогда не будут приспособлены под группы. Но если помещение 50 метров, и мы имеем возможность поставить еще две кроватки и принять двух ребятишек, но не делаем это, потому что санитарные правила не позволяют, теперь это ограничение снято. Но установлено другое ограничение — не должно быть меньше двух квадратных метров на ребенка. Поэтому в группе никогда не будет ни 50, ни 40, ни 35 детей.

Дальше Елена Леонидовна коснулась семейных дошкольных групп: санитарные правила и нормы разрешают создавать в жилых помещениях такие семейные группы. И к началу учебного года семейные группы станут легитимными.

Директор Департамента общего образования рассказала о новом мероприятии, которое связано с развитием муниципальных систем дошкольного образования и реализующегося в рамках национального проекта. Основная задача — распространить положительный опыт регионов в развитии дошкольного образования на всю территорию Российской Федерации. Для этих целей выделяется 800 млн. рублей на три года. Суть проекта заключается в следующем: на конкурсной основе отбираются 16 регионов, которые становятся стажировочными площадками для всех остальных регионов. В первый год, то есть в 2011 году, они будут оборудоваться за федеральные средства, будут разрабатывать программы стажировок и повышения квалификации. К декабрю 2011 года стажировочная площадка должна быть полностью готова к тому, чтобы принимать в 2012-2013 годах у себя слушателей. В России примерно 2 500 тысячи муниципалитетов, через стажировочные площадки должны пройти муниципальные команды абсолютно всех муниципалитетов. В муниципальную команду войдут: заместитель мэра по социальным вопросам, представитель муниципальной законодательной власти, представитель органов управления образованием муниципалитета, воспитатели и руководители дошкольных учреждений. Почему такой состав команды?

— Потому что за двухнедельную стажировку они будут не только изучать опыт, за это время они должны будут разработать собственную программу развития дошкольного образования в своем муниципалитете, — пояснила Елена Леонидовна. — Почему представители финансовых органов — потому что программа должна быть рассчитана, почему представители законодательных органов — потому что программа будет приниматься на уровне этих органов в муниципалитете и так далее. Дальше эта муниципальная команда возвращается с готовой программой, с изученным опытом и начинает эту программу внедрять. Стажировочная площадка в течение двух лет осуществляет мониторинг внедрения этих программ. Мы планируем, что к концу 2013 года передовые программы развития дошкольного образования будут внедряться во все муниципалитеты РФ, — заключила директор Департамента общего образования.

Последняя крупная программа, о которой рассказала Елена Низиенко, направлена на оборудование детских учреждений.
— Восемьдесят регионов включились в программу в этом году, три региона еще подключатся с 2012 года, в результате будут задействованы все регионы, — уточнила она. — Регионы берут на себя обязательство создать места. Не важно, как эти места будут создаваться: будут строиться новые детские сады, открываться новые группы, школы дополнительного образования, но федерация берет на себя обязательство оборудовать эти места всем необходимым: мебелью, игрушками, развивающими играми, методическими пособиями, кухонным оборудованием. То есть создание мест за регионом, за нами их оборудование, — добавила Елена Леонидовна.
Планируется, что по этой программе будет создано около 200 000 дополнительных мест, а это означает, что очередь детей значительно сократится.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив