RSS Feed

Учим не по учебникам: справочные издания для школы

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Елена Пронина   07.06.2011  10:53

Издательство «Просвещение» выпустило серию школьных энциклопедий и биографических словарей, посвященных писателям-классикам, начиная с древнейших времен до нашего времени. Это своеобразные навигаторы в освоении интеллектуального пространства отечественной классики, с которой старшеклассники знакомятся на уроках литературы.

Словари и энциклопедии, выпущенные в «Просвещении», носят не академический, а научно-просветительский характер. В авторских коллективах справочных изданий участвуют ведущие ученые, критики, опытные учителя и методисты, сотрудники музеев.

Работая с дополнительной литературой, ученик научится само-стоятельно ориентироваться в научных достижениях современного литературоведения, находить и обрабатывать нужную информацию. Как показывает педагогическая практика, работа школьников со справочными изданиями, безусловно, помогает их духовно-нравственному взрослению, развивает творческие задатки, приучает самостоятельно ориентироваться в обилии современной научной информации.
К 200-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина издательство выпустило книгу «А.С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь» (под редакцией В.И. Коровина). Энциклопедический словарь знакомит со всеми сторонами творческого наследия поэта, его биографией. Специальный раздел посвящен школьным сочинениям на пушкинские темы в разные периоды истории отечественной школы, пушкинским школьным праздникам, изучению Пушкина в школе.
В статьях словаря проанализировано каждое произведение Александра Пушкина, подробно представлены памятные места и пушкинское окружение. Школьники, которые склонны к само-стоятельной исследовательской работе, оценят материалы по таким темам, как «Русская история в творчестве А.С. Пушкина», «А.С. Пушкин и фольклор», «А.С. Пушкин и мифология», «Пушкин и искусство».

К 200-летию со дня рождения Федора Ивановича Тютчева издан школьный энциклопедический словарь (составитель – Г.В. Чагин). Как и стихи Пушкина, лирика Тютчева сопровождает нас всю жизнь. «Люблю грозу в начале мая…» читаем мы в начальных классах, «Чародейкою зимою…» – в средних, «Я встретил Вас…» – в старших.

Участники школьных олимпиад могут найти в энциклопедии ответ практически на любой вопрос по творчеству Федора Тютчева. Словарь освещает все стороны его литературной и общественной деятельности. Это разделы, рассказывающие о биографии поэта, его поэтических произведениях, об окружении Тютчева и его взаимоотношениях с современниками. В словаре нашли отражение и такие проблемы, как «Ф.И. Тютчев и мифология», «Тютчев и русская литература XVIII – XIX и XX веков», «Ф.И. Тютчев в музыке», «Ф.И. Тютчев в критике и в отзывах современников и потомков».
В энциклопедии, посвященной Льву Николаевичу Толстому (научный редактор и составитель – Н.Э. Бурнашева), объяты все грани творчества писателя. Среди основных задач издания – помочь старшеклассникам постичь личность Льва Толстого, понять его сложный художественный мир, получить много новых сведений о его отношениях с современниками. Особое внимание в энциклопедии уделено художественным произведениям, предложенным школьной программой для текстуального изучения, а также публицистике, дневникам, письмам Толстого. Специальные статьи рассказывают о Толстом-педагоге, общественном деятеле, философе, офицере, хозяине Ясной Поляны, отце семейства… Значительное место отведено окружению Толстого, его мировоззрению, изданию его сочинений, местам, связанным с его жизнью… Раскрывается и проблема изучения творчества писателя в школе.

Издание оснащено богатым иллюстративным материалом. Большинство статей сопровождаются фотографиями, репродукциями, воспроизведением черновиков рукописей Льва Толстого. В книге представлен герб и генеалогическое дерево Толстых.

Энциклопедия о Федоре Михайловиче Достоевском создана доктором исторических наук С.В. Беловым. «Проблемы, которые волновали и мучили Достоевского, – это вековечные, старые, как мир, и новые, как завтрашний день, вопросы человека о мире, вопросы о счастье и смысле жизни. Ставя и разрешая задачи общечеловеческого характера и значения, Достоевский ведет нас к познанию жизни своим особым путем, мучительно выстраданным и всесторонне продуманным», – утверждает Белов. Автор энциклопедии рассказывает о жизни и творчестве «самого читаемого и самого изучаемого в мире» русского писателя, оказавшего грандиозное влияние на мировую литературу XX века. В энциклопедию вошли не только статьи о литературно-общественной деятельности Достоевского, но и материалы о драматических и музыкальных спектаклях, кинофильмах по его произведениям, художниках, иллюстрировавших сочинения писателя, классиках западной литературы, на которых он оказал влияние.

Жанр справочного издания позволяет охватить все стороны творческой деятельности Федора Достоевского: это биография писателя, анализ всех его программных произведений – романов «Пре-ступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы», повестей «Бедные люди», «Неточка Незванова», «Кроткая», публицистических статей и так далее. Подробно рассказывается о взаимоотношениях Достоевского с современниками-писателями, критиками, философами.
Необычность для энциклопедического издания состоит в литературном стиле автора: некоторые страницы книги напоминают фрагменты романтического повествования.

В чеховский юбилейный 2010 год «Просвещение» выпустило издание «А.П. Чехов. Энциклопедия» (составитель и научный редактор – В.Б. Катаев). Структура энциклопедии соответствует типу справочного издания. Книга открывается вводной статьей, характеризующей значение творчества Чехова для нашего времени. Специальные разделы посвящены произведениям писателя – прозе, драматургии, публицистике, записным книжкам, письмам.

Крупным планом представлена поэтика писателя. Старшеклассники, познакомившись с этим разделом энциклопедии, убедятся, что в кратких, казалось бы, простых рассказах писателя таятся неразгаданные тайны. Проникнуть в них помогут статьи о художественной детали, чеховских заглавиях, подтексте и подводном течении и так далее.

В 2010 году театры России и мира инсценировали чеховские произведения. Понять современную интерпретацию режиссеров и актеров, играющих персонажей пьес Чехова, помогут статьи энциклопедии в разделе «Чехов и театр». Расширят искусствоведческие познания старшеклассников такие разделы энциклопедии, как «Чехов и музыка», «Чехов и кино», «Чехов и другие виды искусства». Вышедшие энциклопедии богато иллюстрированы документальными фотографиями, автографами писателей, снабжены обширной библиографией.

Освоение терминологии – важный этап в изучении науки об искусстве слова, без этого невозможно почувствовать неповторимость каждого значительного явления литературы и искусства. Понять роль слова в его эстетической функции, роль изобразительно-выразительных языковых средств, научиться анализировать художественный текст и постигать поэтику прозаических, стихотворных и драматургических произведений поможет «Школьный словарь литературоведческих терминов» (авторы – Л.В.Чернец, В.Б. Семенов, В.А. Скиба).

Своеобразные мини-энциклопедии, выпущенные издательством, – это словари-справочники о русских писателях: «Литература Древней Руси» (под редакцией О.Н. Творогова), «Русские писатели XVIII века» и «Русские писатели XIX века» (составитель С.А. – Джанумов), «Русские писатели XX века» (под редакцией И.О. Шайтанова).

Специфика каждой статьи в словарях – в сочетании научности и популярности, живости изложения, иногда беллетризованности. Авторы статей дают целостное представление о писателе, его жизненном и творческом пути, его основных произведениях, преемственности идейно-художественных исканий русской литературы от древности до XXI века.

Знакомство со словарями расширяет кругозор школьников, позволяет им увидеть творчество прозаиков и поэтов на реальном, литературном, историческом и общественном фоне эпохи, включиться в диалог с писателем, приобщиться к духовно-нравственным ценностям, которые проповедуют художники слова.

Назначение словарей-справочников – помочь школьникам развить свою познавательную активность, выработать умение само-стоятельно подготовиться к написанию творческой работы о литературе XVIII–XXI веков, а может быть, и победить на олимпиадах.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив