RSS Feed

Основательная подготовка

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Евгений Скворцов   01.06.2011  09:55

Недавно на семинаре в Общественной палате РФ директор Открытого института «Развивающее образование» Алексей Воронцов заявил, что лично убедился в неготовности регионов к переходу на новый стандарт начального общего образования. Дескать, ресурсов нет, управленцы бездействуют, учителя ничего не понимают. Чтобы проверить, так ли это на самом деле, корреспондент «Просвещения» отправился в Псковскую область.

Меня интересовал вопрос, как готовятся к введению стандарта на уровне региона, муниципалитетов и конкретных школ. О том, как проходила подготовка в самом крупном муниципалитете городе Пскове – первый очерк из серии «Опыт регионов. Псковская область».

Год назад, когда Управлению образования Администрации города Пскова предложили определить школы, где первые классы перейдут на новый стандарт в 2010 году «по мере готовности», было принято решение не рисковать и никого не переводить. «Мы ознакомились со стандартом и поняли, что нужна серьезная, основательная подготовка», — вспоминает заместитель начальника управления Людмила Мягчёнкова.

Псков – это почти 200 тысяч жителей, в том числе 18 тысяч школьников, 84 образовательных учреждения, в том числе 30 общеобразовательных школ. Везде с 1 сентября 2011 года первые классы переходят на новый стандарт.

В апреле 2010 года завучи всех псковских школ, курирующие начальные классы, собрались на семинар. Стандарт к тому времени был уже прочитан, масштабы предстоящей работы понятны, и в предстоящем учебном году было решено не просто подготовить все школы к введению стандарта, но и, прежде всего, оценить весь наработанный опыт псковского образования и понять, что именно из этого опыта сгодится. Из «актива» городских завучей и был сформирован Координационный совет по внедрению федерального образовательного стандарта начального общего образования, начавший работать 10 июня 2010 года в соответствии с приказом Управления образования № 394.

Решением Экспертного совета Управления образования, закрепленном в приказе № 393 от 10 июня 2010 года, в городской системе общего образования было образовано 7 временных творческих групп. Каждая группа отвечала за одно из направлений введения стандарта:
1) нормативно-правовое и управленческое обеспечение внедрения стандарта;
2) программа действий по обновлению системы оценки;
3) формирование универсальных учебных действий;
4) организация внеклассной и внеурочной деятельности;
5) формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
6) духовно-нравственное развитие и воспитание;
7) формирование информационно-образовательной среды.
В каждую группу вошли представители одной или нескольких школ, и те школы, где работали руководители этих групп, стали методическими центрами. Самим же руководителям групп присвоено звание тьютора, что и было закреплено в пункте 4 приказа № 394. Примечательно, что выполнение функции тьюторов на них было возложено «в течение всего периода перехода начальных классов на новый ФГОС».

Каждая группа ежемесячно проводит семинары, материалы которых обрабатываются и предоставляются всем городским школам. И естественно, завучи, участвующие в семинарах, доводят всю информацию до своих учителей, прежде всего тех, кто в новом учебном году возьмет первые классы.

На каждый шаг – локальный акт
Мы находимся в псковской школе № 18 – на «круглый стол» пригласили завучей из разных школ города, отвечающих за конкретные направления подготовки к введению стандарта.
Надежда Чернушевич, завуч школы № 18, занимается вопросами нормативно-правового обеспечения (в эту группу другие школы решили не включаться). Лейтмотив своей работы она формулирует так: несмотря на то, что в каждой школе есть наработанный опыт, который пригодится при переходе на новый стандарт, все, что знаешь и умеешь, нужно приводить в соответствие не только с новыми реалиями, но и с новыми документами. «Хотим мы или нет, на каждый шаг должен быть локальный акт».

Одним из самых сложных для псковских школ оказался вопрос организации внеурочной деятельности – творческую группу по этому направлению возглавила заместитель директора Лицея экономики и основ предпринимательства Наталья Баскаль. И очень скоро появился результат работы группы: 11 марта 2011 года приказом № 105 было утверждено Примерное положение об организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов общеобразовательных учреждений города Пскова. Обсуждали его всем миром – чтобы получить от школ города дополнения и изменения к проекту положения по внеурочной деятельности, его «пускали по сети».

Конечно, документ появился не только на основе теоретических выкладок. Прежде всего был проанализирован опыт проекта по предпрофильной и профильной подготовке, который в Пскове реализуется с 2003 года. В 2010–2011 учебном году в рамках этого проекта была организована работа 326 предпрофильных курсов, из них 78 – сетевых, то есть рассчитанных на детей из разных школ. Составлена образовательная карта Пскова, на которую нанесены объекты сетевого взаимодействия – не только школы, но и учреждения дополнительного образования, техникумы, учреждения начального профессионального образования. В сетевое взаимодействие могут быть включены и будущие работодатели. Имеется опыт сотрудничества с одним из коммерческих банков, сотрудники которого успешно провели учебный курс по банковскому делу.

Какое же отношение имеет предпрофильное обучение к внеурочной работе в начальной школе? Оказалось, самое прямое. Внеурочные занятия – это как сетевые курсы: дети могут посещать их в своей школе, в учреждениях дополнительного образования, культуры и проч.

Сначала, рассказывает Наталья Баскаль, был оценен кадровый потенциал всех псковских школ (что в организации внеурочной работы по силам самим учителям), инфраструктура – своя и близлежащая. Например, рядом с Лицеем экономики и основ предпринимательства расположены бассейн, музыкальная школа и учреждение дополнительного образования детей «Детский центр Надежда», потенциал которых можно задействовать: педагоги из системы дополнительного образования приходят в школу или, наоборот, дети после уроков идут в такие учреждения. Без привлечения социальных партнеров точно не обойтись в переполненных школах, пользующихся повышенным спросом, где занятия ведутся и во вторую смену, как, например, в школе № 18 – для организации внеурочной деятельности в полном объеме не хватит помещений.

Конкурентные преимущества
Объединение тех или иных школ в творческие группы, подбор тьюторов осуществлялись на основе имеющегося опыта. Если, например, школа особо продвинута в информационных технологиях, то ее завучу прямая дорога в группу № 7.

Наталья Сидорович из школы № 2 возглавила работу над материалами по формированию здорового и безопасного образа жизни. Еще в начале 2000-х годов школа участвовала в проекте по формированию культуры здорового образа жизни в школах, который финансировался Европейским Союзом. С тех пор в основе концепции воспитательной системы школы № 2 – содействие здоровью. Как объясняет Наталья Сидорович, «возрастные возможности ребенка таковы, что не позволяют ему понять, что такое здоровье: он живет настоящим и не думает о будущем». Выход – ежедневная кропотливая работа на любом уроке: от физкультминуток до задачек по математике про доктора Пилюлькина и количество съеденных витаминов. Плюс специальные тренинги, работа с родителями, спорт и многое другое.

Надежда Куркаева из Гуманитарного лицея — тьютор группы, отвечающей за универсальные учебные действия (УУД), которые в псковских школах называют «центром тяжести стандарта». Почему тему доверили именно этому лицею? Потому что в последние пять лет здесь изучали вопросы формирования учебной деятельности, то есть в контексте нового стандарта – регулятивные УУД. Именно этот вид УУД считают основой для всех остальных. Для людей, далеких от педагогики и психологии, в этой теме, конечно, многое непонятно, но Надежда Сергеевна так уверенно жонглирует терминами, что сомнений не остается: универсальными учебными действиями псковские первоклассники уж точно овладеют.

Татьяна Романова из лицея «Развитие» курирует вопросы, связанные с оценочной деятельностью: «Что было раньше? Была оценка деятельности ребенка: учитель ставит 5, 4 или 3, если ставит 2 – надо пересдать. Что предполагается сейчас? Мы говорим об оценивании всего, что наработано ребенком. Это и его личностные достижения, и предметные, и метапредметные – все должно быть в единой системе, на каждом уроке, о системе оценивания ученик должен договариваться с учителем и наоборот».

Для оценивания разработаны критерии, чтобы ученик понимал, за что ему поставили ту или иную оценку. В лицее создано свое положение о портфолио – каждый ребенок опять же «договаривается» с учителем, что туда должно входить, и в конце года презентует его всему классу.

Теперь весь этот передовой опыт становится достоянием всей системы образования города. Например, все школы получили сборник, где систематизирован опыт Гуманитарного лицея по формированию УУД. Школа № 18, десять лет работающая над технологией личностно-ориентированного урока и сформировавшая систему мониторинга личных достижений, поделилась своей воспитательной программой «Золотой ключик». Наталья Сидорович утверждает, что и в самой школе № 2 работа со здоровьесберегающими технологиями становится более систематизированной, упорядоченной.

Резонный вопрос: когда и каким образом можно будет «померить» эффективность передачи опыта? Явно не в ближайшее время. Например, опыт школы № 2 показывает, что здоровье никогда не было на первом месте среди ценностей, которых придерживаются ученики. Опросы показывали это даже в те годы, когда школа уже начала реализовывать соответствующую программу. И лишь в прошлом году старшеклассники, которые учились по этой программе с 1 класса, сочли его приоритетом. «Это был наш успех, — считает Наталья Сидорович».

«Бумаги мы писать научились». Что дальше?
Означает ли это, что ничего нового при введении ФГОС в школах не появится? Отчасти да – все, о чем написано в стандарте и о чем мы говорили с псковскими завучами, известно и в педагогической науке, и в школьной практике. Другое дело, что если вопросам здоровьесбережения раньше уделяли особое внимание лишь 5 городских школ, то теперь как минимум задуматься об этом должны будут все.

Кое-что при подготовке к введению стандарта, конечно, было разработано почти «с нуля». Так, в Лицее экономики и основ предпринимательства была сформирована модель внеурочной деятельности уже с учетом новых принципов. Здесь провели мониторинг потребностей родителей: чем дети увлечены, какие направления будут пользоваться повышенным спросом? И подход принципиально новый: не просто предлагать то, что школе по силам, а прежде всего ориентироваться на запросы социума. Понятно, что внеурочная деятельность в псковских школах велась и раньше, но в связи с переходом на новый ФГОС стоят другие задачи. Во-первых, необходимо вовлечь в нее как можно больше детей, и, во-вторых, – организовать работу так, чтобы в 1 классе ребенок попробовал свои силы в разных направлениях, примерно как в 9 классе в рамках предпрофильной подготовки.
Конечно, уместен вопрос, не слишком ли много бюрократических проволочек возникает в школах в связи с введением нового ФГОС: обновляется нормативная база – всевозможные приказы, должностные инструкции, дополнения к трудовым соглашениям (например, в связи с появлением внеурочной работы), договоры с родителями, не говоря уже об основных образовательных программах. Впрочем, псковских учителей это не беспокоит.

«Бумаги мы писать научились, и теперь главное, чтобы изменился урок, появились новые подходы, а учитель из руководителя превратился в организатора творческой деятельности», — резюмирует Надежда Чернушевич.

То, что происходило в школах Пскова в прошедшем учебном году, с одной стороны, можно назвать экспериментальной работой, с другой – трансляцией передового опыта. Сами заместители директоров, возглавившие творческие группы, работают и учителями, так что ежемесячные встречи с октября до апреля, которые проводила каждая группа, — это не инструктивные семинары, а обмен опытом между практикующими педагогами, возможность для самообучения. И это особенно важно именно на этапе перехода на стандарт в первых классах. «Все, что мы заложим в начальной школе, будет просматриваться и в стандарте основной и средней школы, — говорит Людмила Мягчёнкова. — Таким образом, образовательный процесс становится единым от 1 до 11 класса».

Спрашиваю, какому учителю проще работать по новому стандарту – с опытом или вчерашнему выпускнику педвуза. Людмила Мягчёнкова отвечает, что в условиях Пскова, когда в свободном доступе есть все собранные за год материалы по каждому из направлений нового стандарта, молодому учителю ничего не страшно. Завучи с ней согласны: им как руководителям работать с такими даже проще, поскольку есть психологическая готовность – именно этот фактор здесь считают особенно важным для успешной реализации нового стандарта. А учителю в возрасте, возможно, будет адаптироваться сложнее, поскольку большой опыт в некоторых случаях может скорее помешать, нежели помочь.

Ощущение от общения с завучами псковских школ – неподдельный интерес, профессионализм и то, что раньше называли энтузиазмом. Для непосвященного московского журналиста даже удивительно, как они оперируют научными терминами, сыплют цитатами из федеральных документов и готовы бесконечно отвечать на самые разные, в том числе абсолютно дилетантские вопросы о внедрении стандарта. Что бы ни говорили о консерватизме российских управленцев образования, вот они – менеджеры среднего звена: знающие, чувствующие себя в школьной атмосфере абсолютно раскованно. И любые новшества, любая экспериментальная работа для них – лишний повод для общения, самовыражения, выплеска энергии, возможность что-то улучшить в своей работе и передать опыт остальным. Впрочем, в завершение круглого стола хозяйка, директор 18-й школы Галина Мизюлина, как водится, напомнила об извечной проблеме российского учителя: за работу по подготовке к переходу на новый стандарт ни завучам, ни учителям отдельно не доплачивают, и попросила напомнить об этом почему-то федеральному министерству.

В конце учебного года в Пскове проводится экспертиза готовности всех школ города к введению стандарта. Каждая школа представляет анкету, разработанную на основе рекомендаций федерального министерства, и самое главное – свою основную образовательную программу. Материалы для этого были взяты из огромного общегородского банка данных, сформированного за прошедший учебный год. Экспертизу программ проводят руководители творческих групп – каждый по своему направлению.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив