RSS Feed

Обновленная литература

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Виктор Журавлев   06.06.2011  14:45

После бурного общественного обсуждения в начале текущего года был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Школы готовятся к началу работы по новому стандарту, и учителей, учащихся и родителей волнует вопрос: успеют ли авторы и издатели выпустить учебники, соответствующие требованиям стандарта?

О работе по подготовке учебной литературы для школ с учетом требований нового стандарта рассказывает кандидат филологических наук, доцент, заведующий редакцией литературы издательства «Просвещение» Виктор Журавлев.

Ожидание нового всегда связано и с тревогами, и с надеждами на то, что оно будет ярче, интереснее, современнее не только вчерашнего, но и сегодняшнего. Попробуем хотя бы в малой степени уменьшить тревоги и укрепить надежды учителей-словесников на лучшее, рассказав о том, какой будет обновленная линия учебников по литературе под редакцией профессора Веры Яновны Коровиной.

Начнем с внешней стороны, казалось бы формальной. Учебники станут ярче, красочнее – для 5 и 6 классов они будут цветными, а для 7–9 классов – в две краски. Эта формальная особенность в учебных книгах по литературе является важным элементом содержания, поскольку заметно расширяет возможность раскрытия связи словесного искусства с изобразительным. Репродукции картин выдающихся русских художников всегда были важным источником и стимулом творческой работы школьников, их устных и письменных развернутых высказываний, сочинений. Более содержательной и глубокой станет работа с иллюстрацией к литературным произведениям как формой творческой интерпретации художественного словесного произведения. В новых учебниках по литературе воспроизведены иллюстрации Билибина, Васнецова, Боклевского, Кардовского, Врубеля, Добужинского, Кустодиева, Бенуа, Лансере, Герасимова, Пластова, Кузьмина, Мавриной и других выдающихся мастеров книжной графики.

Недавно введенный в учебники линии учебно-исторических комплектов под редакцией В.Я. Коровиной раздел «Литературные места России» пополнен статьями и фотографиями, знакомящими школьников с музеями А.С. Пушкина в Москве, А.П. Чехова в Таганроге, Н.С. Лескова, И.А. Бунина, Л.Н. Андреева в Орле, с уникальным музеем литературного героя – станционного смотрителя Самсона Вырина в селе Выра Ленинградской области. Литературно-краеведческий материал помогает школьникам убедиться в том, что активная культурная, литературно-художественная деятельность была и остается важной частью духовной жизни не только столиц, но и русской провинции.

Расширяются возможности участников образовательного процесса и благодаря привлечению к анализу литературного произведения актерской исполнительской интерпретации стихотворных и прозаических произведений. В учебниках для 7–9 классов по-явятся блоки вопросов и заданий для работы с фонохрестоматиями, в которых звучат произведения классиков русской и мировой литературы в исполнении народных артистов России Алины Покровской, Алексея Петренко, Леонида Кулагина, Юрия Васильева и других известных матеров сцены (в настоящее время такие вопросы и задания включены лишь в учебники для 5–6 классов). Начиная с 8 класса фонохрестоматии предлагают для учащихся более сложный вид заданий: сопоставить две формы художественной интерпретации литературного произведения: актерское чтение и музыкальную трактовку. Ученики получают возможность сопоставить художественное чтение стихотворений Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета и романсы Глинки, Варламова, Шереметьева, Гурилева, Чайковского.

Системно-деятельностный подход, положенный в основу нового стандарта, предусматривает:
• формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
• построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Это положение стандарта в значительной степени обеспечивается переработанным методическим аппаратом учебников, который вместо обобщенно-размытой формулировки «Вопросы и задания» предлагает систему рубрик, определяющих основные виды учебной деятельности школьников:
• Размышляем о прочитанном;
• Проверьте себя;
• Обогащаем свою речь;
• Совершенствуем свою речь;
• Будьте внимательны к слову;
• Литература и изобразительное искусство;
• Литература и другие виды искусства;
• Учимся читать выразительно;
• Фонохрестоматия. Слушаем актерское чтение;
• Фонохрестоматия. Слушаем музыкальную трактовку литературного произведения;
• Творческое задание;
• Проект.

В 8–9 классах появляются рубрики, содержащие творческие аналитические задания повышенной сложности для наиболее способных и заинтересованных учащихся: «Опыт литературоведческого исследования» и «Опыт филологического исследования».

В переработанных учебниках заметно усилено внимание к слову в художественном произведении, к изобразительно-выразительным лексическим средствам (тропам), к авторским неологизмам, особенностям словотворчества выдающихся мастеров русской литературы. Богатейший материал для наблюдений за особенностями индивидуального художественного словотворчества дает поэзия Маяковского и Есенина, проза Лескова и Платонова. Осознать процесс работы писателя над поиском наиболее точного и емкого слова помогают творческие задания по сопоставлению черновиков художественного произведения или ранних редакцией и канонического текста. В учебники включены подобные задания, позволяющие, например, увидеть процесс работы Пушкина над образом Пимена в «Борисе Годунове».

Особо следует отметить совершенно новую рубрику в системе заданий – «Проект». Задания, составившие названную рубрику, ориентируют учащихся на совместную организационную, поисковую, исследовательскую, литературно-творческую деятельность: от подготовки сценария литературно-музыкальной композиции до создания сборника русских романсов со вступительной статьей, комментариями и биографическими справками. Для выполнения такого рода сложных и многоэтапных заданий школьникам необходимо будет овладеть навыками работы с терминологическими и биографическими словарями, специальными и универсальными энциклопедиями, ресурсами Интернета, то есть с различными сегментами предметной информационно-образовательной среды, к которой учебники постоянно и последовательно направляют учащихся.

И еще одна существенная новация переработанной линии учебно-методических комплектов – более тесное взаимодействие всех компонентов УМК. Усиливается координирующая функция центрального, основного компонента УМК – учебника. Он организует работу школьников и с дидактическим пособием «Читаем, думаем, спорим…», и с фонохрестоматией, и с биографическими словарями.
Обновленная линия учебно-методических комплектов по литературе под редакцией В.Я. Коровиной открывает новые возможности для творческого, деятельностного, личностного восприятия и осмысления вершинных произведений отечественной и мировой литературы.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив