RSS Feed

Почти совсем мужская школа

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Анна Белякова   15.06.2011  11:20

В первом общероссийском конкурсе «Лучший школьный сайт» победителем стал лицей № 1580
при МГТУ имени Баумана. Чтобы узнать, кто «виновен» в победе, и поближе познакомиться,
я отправилась по адресу Балаклавский проспект, дом 6.

Лицей № 1580 при МГТУ имени Баумана – это «школа для старшеклассников». Там учатся ребята с 8 класса, но некоторые поступают туда и в 11-м. Сюда идут те, кто планирует поступать на технические специальности, и, как ясно из названия, в основном это будущие студенты Бауманки. Соответственно и обучение строится особым образом – с упором на математику, физику, информатику.

Когда я зашла в лицей, мне показалось, что я попала в расположение воинской части. Нет, не из-за строгой дисциплины, просто численность мужского населения там значительно выше численности женского. Я попала на перемену: в холлах компании ребят с ноутбуками на коленях с жаром что-то обсуждают, спорят. На «ботаников» не похожи, просто сильно увлечены. Но прежде всего мне хотелось познакомиться с создателями сайта…

Сайт лицея успешно функционирует благодаря активной деятельности всего двух людей: заместителя директора по информационно-коммуникационным технологиям Галины Киселевой и ее помощника – выпускника лицея, а ныне студента Бауманского университета Виталия Мораренко, который «сопровождает» сайт.

– Наш сайт был создан в 1998 году учениками лицея, – рассказал Виталий. – Это был один из первых школьных сайтов в России, и мы уже тогда выигрывали много конкурсов. Инициатива исходила именно от учеников, которые потом работали в школе, как я сейчас. Конечно, сайт модернизировался, добавлялись разделы, новые люди приходили – привносили что-то новое.

– Какие проблемы позволяет решать сайт?
– У каждого ученика уже есть доступ в Интернет, поэтому школьный портал – это прежде всего легкий доступ к информации. Все заходят на сайт, чтобы посмотреть новости. Раньше к сайту относились с меньшим доверием, но сейчас в плане информирования он играет первичную роль. Есть срочное дело – сразу на сайт, и вся школа тут же в курсе. Мы даже администрации говорим: «Нужна информация – посмотрите на сайте». С учителями несколько сложнее, не все в достаточной мере владеют компьютером, не у всех, возможно, есть Интернет, но мы стараемся их приобщать. Хотя есть преподаватели, которые очень активно делятся информацией с сайтом. Помимо Виталия и Галины, в ведении сайта принимают участие и сами лицеисты – просто по собственному желанию.

– Любой ученик может приобщиться к вашей команде?
– В принципе да, после разговора с нами…

– А как ребята приходят?
– Многие пришли после кружка. В 2009 году в рамках дополнительного образования у нас появились занятия веб-дизайном. Тем, у кого есть желание, дается возможность практиковаться, то есть непосредственно работать с сайтом. Вот Снежана ей воспользовалась…

Снежана, первая (но конечно, не единственная) девушка, которую я увидела в лицее, учится в 11 классе и, как многие другие, планирует поступать в МГТУ имени Баумана. На сайте лицея есть раздел «Естественные науки» – его-то как раз и сделала Снежана.

– Снежана, получается, весь раздел, каждую страницу ты прописывала с нуля?
– Да, в блокноте с использованием HTML, CSS, JavaScript. У нас есть курсы, на которых мы специально все это изучали, и с помощью этих знаний я создала сайт как итоговый проект.

– А контент?
– Тоже писала все сама.

– Почему ты решила пойти сюда учиться?
– У меня брат учится в Бауманском университете. Он много рассказывал, в 8 классе я там сама побывала, университет очень понравился, и я загорелась желанием туда поступить. Специально начала готовиться к поступлению в лицей. Мы сдавали математику, физику и русский, но последний – зачетом, а математику и физику – по бальной системе. Если ты переступаешь порог по баллам, то поступаешь, отсев есть всегда, и достаточно значительный.

– Что вы изучаете в лицее?
– Приоритетно изучаются физика и математика, так как для того, чтоб поступить в Бауманский университет, нужно знать именно эти предметы. Еще у нас есть класс с углубленным изучением английского языка: ребята встречаются с американцами, постоянно устраивают какие-то конференции, маленькие мероприятия у себя в классе. Есть класс углубленной информатики, там на этот предмет отводится гораздо больше часов в неделю.

– Расписание сильно отличается от расписания обычных школ?
– Не особенно, но у нас миллион дополнительных занятий, на которые не ходить можно, но крайне нежелательно. Еще есть нулевые уроки, это инициатива нашего классного руководителя. Они начинаются в 8 утра. Плюс в том, что уйти из лицея получается на час раньше. Хотя я все равно часто прихожу домой поздно – 11 класс, много заданий, проектов, обсуждаю их с учителями после уроков…

Ребята в лицее очень заинтересованные и мотивированные. Оно и понятно: если ты собрался поступать в один из ведущих технических вузов Москвы, нужно быть нацеленным на учебу. Многие заняты проектной деятельностью – готовят индивидуальные проекты. Например, Димитър вместе со своим другом Яковом создал страничку радио лицея. (Кстати, с этим проектом Димитър победил на городском этапе конкурса компьютерных проектов в МИОО и на Московской конференции «Виртуальная реальность».)

– Димитър, расскажи, как родилась идея лицейского радио?
– Достаточно давно у меня уже было свое радио: мы развлекались, общались, вели эфиры, просто музыку ставили, потом с этим завязали: учеба, поступление в лицей. Но однажды мы поехали на конкурс «Что бы я сделал, если бы был главой управы». У девушки, которая стала победительницей, была идея создать радио района. Я подумал: а почему бы не создать радио для лицея? Теперь любой наш радиоведущий может со своего домашнего компьютера с помощью специальной программы подключаться, вести радиопередачи, эфиры, передавать приветы, рассказывать лицейские новости. Радио называется «От 15 до 80».

Пока ребята устраивали мне экскурсию по лицею, нам встретилась преподавательница русского языка Галина Федоровна Хлебинская, она один из немногих старожилов школы, работает там больше двадцати лет. Интересно, а как у технарей обстоят дела с гуманитарными предметами?..

– Галина Федоровна, тяжело преподавать русский язык ребятам, которые больше увлечены физикой и математикой?
– По моим наблюдениям, это своеобразные дети, у них развито определенное полушарие головного мозга. Поэтому существует специфика работы с ними. Я поняла, что в данном лицее нужны специальные учебники. Так я разработала свои учебники, которые выпускаются уже более десяти лет. Наши дети гораздо лучше воспринимают материал, когда он представлен в виде схем и таблиц, –им так легче, они так лучше видят. Когда теоретический материал структурирован и представлен наглядно, им гораздо интереснее учиться.

– А приходится как-то дополнительно мотивировать ваших учеников?
– В большинстве случаев нет. Ребята и так мотивированные, они хотят учиться, они пришли сюда, чтобы учиться. По крайней мере, основная масса. Бывает, конечно, что в ком-то нет этого запала, но под влиянием общего настроя в классе они все равно повышают результаты.

Как попасть в этот лицей? Формально – легко, достаточно сдать вступительные экзамены. В реальности – сложно, нужно набрать необходимое количество баллов и пройти по конкурсу. Об особенностях поступления в лицей рассказал его директор, заведующий кафедрой «Основы математики и информатики» Специализированного учебно-научного центра МГТУ имени Баумана, доктор технических наук, профессор Сергей Граськин.

– Сергей Сергеевич, возможно ли поступить в лицей обычному школьнику? Хватает ли базовых знаний?
– Дело в том, что школы разные и понимание базы у всех, в том числе учителей, тоже различное. Могу сказать точно, что к нам поступают ребята из обычных общеобразовательных школ, без всяких репетиторов или курсов, просто приходят и сдают. Там, где учитель дорожит своей репутацией, именем, он соответственно предъявляет определенные требования к ученикам. Ведь что такое база? В программе записано «решение квадратных уравнений»: можно ограничиться простейшими формулами и простейшими уравнениями, а можно в рамках этой же самой темы дать гораздо больше. На сайте мы стараемся размещать какие-то тестовые примеры для того, чтобы наш потенциальный ученик мог определить свой уровень. Сориентировать могу так: если половину решаешь, то школьная база у тебя вполне приличная. Если не решаешь половину, то надо задуматься и понять, что необходимо подтянуть. В данном случае мы можем помочь только с помощью платных курсов. Мы предлагаем изучение тех же предметов и подтягивание их до определенного уровня, который позволит поступить и продолжить образование в лицее.

В конце знакомства с лицеем Виталий (мой проводник) сказал:
– Еще очень важно, что лицей объединяет и сдруживает. Лицейское братство у нас действительно существует.
И это чувствуется, атмосфера дружбы витает в коридорах, не случайно, наверно, выпускники возвращаются сюда на День школы даже спустя 20 лет.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив