RSS Feed

Интернет-школа «Просвещение»: самостоятельно работать и фокусироваться на важном

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Анна Белякова   23.06.2011  14:57


Сегодня состоялся выпускной в Интернет-школе «Просвещение» (НП «Телешкола») — первом аккредитованном общеобразовательном учреждении в России, осуществляющим образовательную деятельность с помощью технологии дистанционного обучения. «Телешкола» работает с 2000 года, поэтому в плане опыта ей есть чем поделиться. О том, кто и почему выбирает дистанционный способ образования с директором Интернет-школы, кандидатом исторических наук Алексеем Конопатченковым беседовала корреспондент «Просвещения».

— Алексей Вячеславович, как к вам в школу приходят ребята?
— Ребята, обучающиеся в Интернет-школе «Просвещение», в силу тех или иных причин не могут посещать обычную школу: дети, переехавшие с семьями за границу, спортсмены, занятые на тренировках и сборах, юные деятели искусства, «концертирующие» и репетирующие. Еще одна категория — дети, для которых дистанционные технологии позволяют избежать психологических проблем. Очень часто мы видим, что ребенок, «зажатый» и обижаемый сверстниками, в условиях дистанционного образования «расцветает» и использует свой интеллектуальный потенциал. В обычной школе это было бы нереально. Попасть в «Телешколу» совсем несложно: никаких экзаменов сдавать не нужно, специальных документов тоже не требуется — ребенок просто проходит собеседование с администрацией и психологом.

— Как организовано взаимодействие преподавателей и учеников в дистанционном образовании?
— В дистанционном обучении есть два возможных режима коммуникаций: синхронный и асинхронный. Синхронный способ подразумевает аудиовизуальное общение в режиме видеоконференции или эпистолярное — в режиме чата. Эти средства позволяют проводить тематические онлайн-уроки, проверочные и экзаменационные работы, и по сути, близки к традиционным формам обучения.
Асинхронный режим подразумевает разделенное по времени взаимодействие педагога и учащегося, реализуемое преимущественно с помощью форума или личных сообщений. Асинхронные средства позволяют максимально использовать преимущества дистанционного обучения. Так, например, ребята с охотой участвуют в групповой и проектной деятельности, работая в форуме.

— Как вы решаете проблему «шпаргалок»? Ведь у ребят есть доступ в интернет и к другим справочникам.
— Это сложный вопрос… У нас разработаны несколько подходов к решению этой проблемы. Во-первых, проверочные и аттестационные мероприятия мы проводим в режиме видеоконференции. У учащихся работают микрофон и веб-камера, таким образом учащийся находится под постоянным контролем преподавателя.

Во-вторых, любая контрольная или проверочная работа должна быть защищена учеником, то есть он должен объяснить преподавателю то, что написал, и ответить на дополнительные и уточняющие вопросы. Защита работы является обязательным условием.

И, главное, наш опыт позволяет определить ситуации, когда учащийся не самостоятельно выполняет задания.

— Выпускники Интернет-школы получают высокие баллы на ЕГЭ. В чем причина?
— Особенности проверки знаний в «Телешколе», привычка наших учеников к тестовым и другим письменным заданиям, несомненно, положительно влияют на качество сдачи ЕГЭ. Однако это не является единственным фактором. Мне кажется, что высокие баллы на Едином государственном экзамене являются во многом следствием того, что наши ученики умеют самостоятельно работать и фокусироваться на том, что им больше всего необходимо.

— Какими дополнительными компетенциями должен обладать педагог, чтобы работать в «Телешколе»?
— Нашим педагогам необходимо свободно ориентироваться в мире современных технологий, активно использовать их в своей работе, постоянно совершенствовать свое педагогическое мастерство. Мы постоянно учим не только ребят, но и преподавателей.

И, конечно, преподавателю должен быть способен на индивидуальный подход к каждому ребенку, это также является немаловажным фактором успешности образовательного процесса.

НП «Телешкола» используется как физическими лицами при индивидуальном обучении, так и образовательными учреждениями различных типов в системе общего образования в 65 регионах РФ и 18 странах ближнего и дальнего зарубежья. Ежегодное количество учащихся НП «Телешкола» составляет более 11 тысяч человек.

В рамках различных проектов, реализуемых НП «Телешкола», работает около двух тысяч сетевых преподавателей, педагогов-кураторов, руководителей образовательных учреждений, представителей управлений образования муниципального, регионального и федерального уровней. О специфике работы сетевых преподавателей рассказывают Екатерина Иванова (русский язык), Наталья Ермаченко (биология) и Ирина Катушева (экономика и обществознание).

Екатерина Иванова: Поначалу мне было непросто выработать стиль общения, систему требований, понять, как часто и с какой степенью настойчивости стоит обращаться к тем или иным ребятам. Психологически трудно было принять тот факт, что большая часть моих сообщений может оставаться без ответа. Далеко не все ученики являются постоянными участниками форумов, видеоконференций, для многих эта форма обучения неприемлема. Такие ребята предпочитают общаться наедине с педагогом, а иногда и полностью самостоятельно изучать материал.

Огромную роль в формировании системы отношений с детьми играет педагог-куратор. Он наиболее тесно общается с каждым учеником и всегда готов дать компетентный совет: одного лучше оставить наедине с самим собой, другому стоит предложить более жесткую систему требований и отчетности, третьему необходимы поддержка и одобрение, а бывают случаи, когда нужно побеспокоить родителей. В этом также помогает школьный психолог, который предоставляет педагогу портрет ребенка с описанием его психологических особенностей, специфики мышления, круга интересов, уровня мотивации с конкретными, удобными в работе рекомендациями.

Другая особенность работы в «Телешколе» заключается в том, что мы имеем дело с учащимися разных возрастных категорий (от 11 до 30 лет) и социальных слоев, живущими во всех концах света, следовательно, в разных часовых поясах: от детей путешествующих бизнесменов и профессиональных спортсменов до детей-сирот из детских домов и ребят, находящихся в местах лишения свободы. Взрослые люди и молодые мамы наверстывают упущенное, совмещая учебу с работой или семейными обязанностями. Для нездоровых детей, находящихся на лечении в онкоцентре, например, обучение в интернет-школе — это уникальная возможность социализации. Все это нужно учитывать, к каждой категории учеников подбирать свой язык общения и свою систему требований.

Каждый ученик «Телешколы» занимается по индивидуальному учебному плану, что позволяет самостоятельно планировать свое время и организовывать работу. Можно изучать курс постепенно, выполняя по два-три сетевых урока в месяц, а можно взять его «штурмом» за два месяца перед экзаменами. В последнем случае перед преподавателем в один день может появиться пятнадцать–двадцать работ ученика, от которого в течение долгих месяцев не было ни весточки. И здесь важно очень точно расставить акценты, давая рекомендации по подготовке к экзаменам.

Наталья Ермаченко: Очень важно уметь быстро реагировать на действия учеников. Это помогает им чувствовать, что полноценное общение с преподавателем возможно и через Интернет, что они не оставлены один на один с непростым предметом. Если сразу отзываться на выполненные задания, обсуждать ошибки, человек чувствует, что работает не просто с системой, а с живыми людьми.

Темы для обсуждений должны быть действительно важными и интересными, иначе даже ученикам, которые настроены серьезно заниматься, будет нелегко. Дома у детей много развлечений, с которыми школе трудно конкурировать, поэтому необходимо подогревать интерес, поддерживать инициативу.

Хотя мы не видим учеников, контакт с ними совершенно не обязательно слабый. Для многих удобно, что можно заниматься поздно вечером, имея возможность посоветоваться с преподавателем. И это общение не должно продолжаться ровно сорок минут — оно может быть очень коротким, или, наоборот, очень продолжительным.

Ирина Катушева: Для многих ребят основной проблемой при обучении в «Телешколе» является распределение свободного времени: нужно успеть и позаниматься, и пообщаться с друзьями, и уделить время для игр и отдыха. Для кого-то — это дело привычное (например, для спортсменов), а некоторым дается с трудом.

Поэтому, общаясь с учениками, я стараюсь понять, чем каждый интересуется, как он расставляет жизненные приоритеты. Отсюда выстраивается линия поведения: что сказать, когда, как именно. Одним достаточно нескольких слов одобрения, других нужно долго уговаривать взяться за уроки (зато, если возьмутся, то делают все сразу и качественно), третьим нужно поставить определенные условия (временные рамки, например), для некоторых хорошим стимулом является аттестация по предмету.

Главное — вовремя поддержать, ободрить, похвалить, а иногда и пожурить, тогда контакт получается тесный и плодотворный.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив