RSS Feed

Современная система средств обучения

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Юрий Таланов   10.06.2011  14:12


Для достижения образовательных результатов, отвечающих новым запросам общества, в школе необходимо использовать современные средства обучения. Рассказывает руководитель Центра производственно-технического обеспечения ЗАО «Просвещение-регион» Юрий Таланов.

Современная система средств обучения обеспечивает выполнение требований ФГОС, является составной частью всех уровней информационно­образовательной среды и формирует все составляющие образовательного процесса. Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы невозможно без комплексного использования в образовательном процессе всей совокупности существующих средств обучения – как традиционных, так и функционирующих на базе цифровых технологий.

Ключевой характеристикой образования становится формирование общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

Возможности использования достижений новых технологий, таких как свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам, дистанционность, мобильность, ин-терактивность, возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ, моделирования и анимирования различных процессов и явлений, определяют новый подход к оснащению образовательного процесса средствами обучения.

К современным средствам обучения относятся:
• традиционные средства обучения (на печатной и непечатной основах, а также оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и практических действий);
• инновационные средства обучения (функционирующие на базе цифровых технологий).
Использование в образовательном процессе интерактивных средств обучения позволяет учащимся проявить самостоятельность при изучении нового материала, в работе с текстом, раскрывающим основное содержание предмета, оценить уровень своей подготовки по конкретной проблеме на данный момент времени.

Использование средств мультимедиапроекции позволяет проиллюстрировать процесс или явление, провести автоматизированный контроль знаний по определенной проблеме или по курсу в целом, применить особые формы подачи информации, доступной данному ученику, группе учащихся, выстроить индивидуальную траекторию обучения.

Средства обучения призваны обеспечить создание учебной и предметно­деятельностной среды, содействующей:
• достижению планируемых результатов освоения предмета всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• выявлению и развитию индивидуальных способностей обучающихся;
• работе с талантливыми и одаренными детьми;
• использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
• эффективной самостоятельной работе обучающихся.

Определение конкретной технологии проведения занятия учитель осуществляет с учетом индивидуальных возможностей обучающихся, в том числе и в плане владения информационно­коммуникационными технологиями, а также с учетом наличия различного рода ин-терактивного оборудования и его возможностей.

Программное обеспечение позволяет учителю экономить время при подготовке учебного материала – записывать материал в память компьютера и использовать его в классе, сопровождая показ только устными объяснениями и комментариями, что поднимает эффективность обучения на новый уровень.
В виртуальной лаборатории с помощью измерительных приборов, лабораторного оборудования, наборов готовых моделей, реактивов можно изучать количественные и качественные характеристики процессов и явлений, происходящих в окружающем нас мире, модели сложных технических устройств, используемых в научных исследованиях, интерактивные модели опытов, позволивших открыть ключевые законы природы.

Наглядная форма подачи материала, высокое качество изображения на интерактивной доске, продуманное цветовое и композиционное решение уроков, не перегруженных большим количеством текста, удобная система навигации, постоянный доступ ко всем разделам, всплывающие панели и меню, не загромождающее экран, способствуют лучшему усвоению материала и делают урок интересным и неутомительным. Информативность и красочность представленного визуального материала положительно воздействуют на эмоциональное состояние учащихся, облегчают восприятие и создают дополнительный стимул к изучению предмета.

Автоматизированные рабочие места учителя и ученика

Системно­деятельностный подход, положенный в основу ФГОС, диктует необходимость создания специализированных рабочих мест ученика и учителя. Автоматизированное рабочее место (АРМ) учителя – это профессионально ориентированный комплекс программно-аппаратных средств, интегрированный в информационно­образовательную среду образовательного учреждения и предназначенный для автоматизации обучающей, воспитательной и административной деятельности учителя.

АРМ ученика – это комплекс программно-аппаратных средств, интегрированный в информационно­образовательную среду образовательного учреждения и предназначенный для оптимизации учебной и познавательной деятельности ученика.

В системе средств обучения, входящих в состав АРМ учителя и ученика, возможны различные варианты инновационного оборудования.

Модульная система экспериментов на базе цифровых технологий:
• минимальный, базовый и расширенный уровни комплектации;
• аппаратные средства (цифровые измерительные модули и прочее);
программное обеспечение;
• инструктивно­методические материалы.

АРМ учителя
Минимальный уровень комплектации:
• копи­устройство (интерактивная приставка);
• доска маркерная;
• компьютер (ноутбук) учителя;
• мультимедийный длиннофокусный проектор;
• крепление проекторное;
• документ­камера;
• многофункциональное устройство (цветное);
• колонки акустические;
• фотокамера с возможностью видеосъемки.
Базовый уровень комплектации:
• интерактивная доска;
• компьютер (ноутбук) учителя;
• мультимедийный короткофокусный проектор;
• крепление проекторное;
• документ­камера;
• многофункциональное устройство (цветное);
• колонки акустические;
• видеокамера с возможностью фотосъемки.

Расширенный уровень комплектации:
• интерактивная доска для одновременной работы двух пользователей;
• интерактивный беспроводной мобильный планшет;
• компьютер (ноутбук) учителя;
• мультимедийный короткофокусный проектор;
• крепление проекторное;
• документ­камера;
• многофункциональное устройство с улучшенным разрешением сканера (цветное);
• колонки акустические;
• видеокамера с возможностью фотосъемки с улучшенным разрешением и возможностью записи, 16:9;
• штатив для установки видеокамеры.

АРМ ученика (мобильный компьютерный класс на 25 учеников)
Минимальный уровень комплектации:
• тележка-сейф;
• 13 компьютеров (нетбуков, ноутбуков, 1 компьютер – 2 ученика).
Базовый уровень комплектации:
• тележка-сейф;
• 13 компьютеров (ноутбуков, 1 компьютер – 2 ученика);
• интерактивная система тестирования (1 пульт – 2 ученика).
Расширенный уровень комплектации:
• тележка-сейф;
• 25 компьютеров (ноутбуков, 1 компьютер – 1 ученик);
• интерактивная система тестирования (1 пульт – 2 ученика).

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив