RSS Feed

Школа новых технологий

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Борис Старцев   29.04.2011  11:40

Тюменская школа № 88 расположена на окраине города, на улице Московский тракт. Здание из красного кирпича – новостройка-долгострой: заложили его в 1987 году, на землях Тюменского муниципального района, а достроили только в 2001-м, когда эти земли вошли в состав Тюмени.

88-я находится в типовом здании сельской школы, причем для северных районов: много помещений для внеурочной работы, большие кабинеты – до 70 квадратных метров, необычная раздевалка с огромными батареями на полу для сушки валенок. Впрочем, батареи сразу убрали – какие валенки в городе? От чего не отказались бы в типовом проекте, так это зимний сад, но его изначально делать не стали – удовольствие недешевое.

Школа по тюменским меркам самая обычная, микрорайонная (более 1300 детей, из 48 класс-комплектов 12 занимаются во вторую смену). Наверное, премьер-министр Владимир Путин решил посмотреть именно «обычную школу», и в феврале прошлого года в рамках визита в Тюменскую область ему организовали посещение 88-й школы, а не соседних лицея или гимназии.
Кстати, именно в соседней гимназии директор 88-й школы Елена Владимировна Головчак до 2001 года работала завучем. Коллеги тогда говорили, что сильно не повезет директору, который возглавит 88-ю школу: туда придут все дети, которые не смогут попасть в лицей или гимназию. Контингент в районе разный – переселенцы с севера, бывшие военные, торговый люд, служащие. И задача школы с первых дней работы состояла в том, чтобы доказать: не нужно быть лицеем и гимназией, чтобы успешно учить любых детей. Престижной может быть и самая обычная школа.

Плоды автономии
В прошлом году, еще до начала реализации 83-го федерального закона, 88-я школа перешла в статус автономного учреждения.
Что изменилось?
Прежде всего в бухгалтерии появился новый план счетов. Раньше все расходы планировали постатейно, и перевести деньги с одной статьи на другую было крайне сложно. Теперь же школа более самостоятельна: регион выделяет средства на реализацию стандарта, муниципалитет – на содержание здания, и дальше школа их тратит на свое усмотрение. При этом никакой анархии нет: все денежные вопросы согласовываются с наблюдательным советом, куда входят представители учредителя, родителей и школьный бухгалтер (директор в совете имеет лишь совещательный голос).
Вот характерный пример свободы в расходовании средств. Недавно во дворе школы автобус при развороте сломал ворота, и школа тут же нашла деньги на их восстановление. А раньше только на то, чтобы перевести деньги на нужный счет (а до этого согласовать цену, определить исполнителя работ и прочее), понадобилось бы не менее полутора месяцев.

Есть свобода и в том, чтобы зарабатывать деньги. Уже не нужно отдавать заработанное в городской бюджет и ждать, когда и на какие статьи расходов их перечислят обратно, а опять же можно сразу тратить на нужды школы.

Заработки – это, во-первых, дополнительные образовательные услуги: часть из них, пусть незначительная, в школе платная.

Во-вторых, услуги для жителей микрорайона – например, сдача в аренду спортивного зала по вечерам, прокат коньков и лыж, школьный тир для взрослых и так далее. Есть идеи организовать летний оздоровительный лагерь, летнюю компьютерную школу, куда можно было бы привлекать детей со всей Тюмени.

В-третьих, привлечение благотворительных средств. На благотворительных ярмарках-аукционах с молотка продают вещицы, сделанные учениками: коврики, расписные деревянные куклы, полотенца, скатерти и прочее. Недавно на аукционе школа заработала 30 тысяч рублей. На все лоты установили минимальные цены, исходя из себестоимости. Тот, кто называл максимальную цену, получал квиток на благотворительный взнос и тут же оплачивал его в школьной бухгалтерии.
Еще один источник заработка по-явился бы, если бы в школе была своя столовая – сейчас она от комбината. Самостоятельно организуют питание лишь две школы в Тюмени.

Меню по Интернету
В 2002 году школа № 88 получила статус городской экспериментальной площадки по теме «Информатизация учебно-воспитательного процесса как средство повышения качества образования и развития информационной культуры школьников». С 2009 года школа является инновационной площадкой по внедрению информационных технологий в обучении и воспитании, что обязывает ее делиться наработанным опытом. На сайте http://www.school88.ru так и написано: «Школа новых информационных технологий».

На момент открытия в школе было 14 компьютеров, сейчас 146, а про-грамма Net-школа охватывает мельчайшие детали школьной жизни. Для учителей и администрации – внутришкольный контроль учебно-воспитательного процесса, оценка эффективности урока и прочее, для учеников и родителей – электронные дневники, sms-школа и так далее. Есть даже образец электронного заявления для будущих перво-классников – родитель заполняет его на сайте, получает регистрационный номер и приносит в школу документы вместе с распечатанным заявлением. Из 150 первоклассников в этом учебном году 60 были приняты по электронным заявлениям.
Еще одно чудо информатизации – заказ индивидуального меню в столовой через Интернет. Каждый ребенок, зайдя на сайт школы, может ознакомиться с меню и выбрать на обед, скажем, сайру натуральную с луком, филе кеты под маринадом, мясную закуску, суп картофельный… Через Интернет проводятся и виртуальные родительские собрания – те, кто не смог лично присутствовать, могут ознакомиться с материалами и согласиться или не согласиться с решениями. Доступ к компьютерам на работе или дома имеют 88% родителей.

У учителей-предметников – свои достижения в части информатизации. Например, учительница математики разработала образовательный веб-квест (сайт для выполнения учебных задач), посвященный анализу предложений тюменских банков при покупке квартиры по ипотеке. В феврале прошлого года веб-квест показывали Владимиру Путину.

Учителя разных предметов работают вместе с учителями информатики. Например, проводят занятия одновременно по ИЗО, технологии и информатике. В специальной компьютерной программе создаются эскизы рисунков, моделируются объекты, которые затем вытачиваются на специальных станках. Ученик водит мышкой по коврику, и станок выпиливает узор на деревянной доске. Бывают и более сложные проекты. Одна ученица нашла фотографию настоящего сибирского деревенского дома – «пятистенника» (пятая стена отделяет жилую часть от хозяйственных помещений), этот дом смоделировали и изготовили макет.

Школа обеспечивает обучение 12 детей-инвалидов на дому через Интернет, да и вообще взаимодействие по Интернету здесь дело обычное. Например, учительница биологии ведет кружок, где дети участвуют в международном краеведческом проекте вместе со сверстниками из других стран.

По уровню информатизации 88-я школа несколько лет была одной из самых продвинутых в Тюмени, хотя в последнее время к этому уровню подтягиваются остальные.

Стандарт качества
Первые классы 88-й школы в этом учебном году перешли на новый стандарт. Одно из ключевых изменений – появление ежедневных двух часов внеурочной работы для первоклассников. Эти занятия в расписании запланированы сразу после основных уроков. Все перво-классники их посещают бесплатно, вдобавок все они в школе обедают. Хотя, конечно, внеурочная работа, финансируемая из разных источников (муниципальный заказ, по линии молодежного ведомства и прочее), и раньше была, и сейчас остается в масштабах всей школы – при переходе на стандарт в следующих параллелях с этим проблем точно не будет. Есть ставки педагогов дополнительного образования, некоторые учителя ведут кружки. Например, учитель географии – мастер спорта по настольному теннису, и у нее один самый востребованных кружков.

Еще одно условие перехода на стандарт – наличие компьютера в каждом кабинете. Несмотря на всеобщую компьютеризацию, раньше в начальной школе обходились мобильными компьютерами. Теперь же в первом классе стационарный компьютер – обязательный элемент учебного процесса.
Еще в первых классах вводятся индивидуальные проекты – в среднем не менее 1 часа в неделю. Например, детям предлагается посчитать все ступеньки в школе, проложить самый короткий маршрут от класса до столовой («чтобы по дороге встречать поменьше старшеклассников»), построить дом из игрушечных бревен разной величины. Проекты могут быть монопредметными, межпредметными, выполняться и на уроках, и после уроков под руководством и учителей, и педагогов дополнительного образования.

В условиях тюменской модели нормативно-подушевого финансирования в таких больших школах, как 88-я, ребенок обходится максимально дешево (из-за того, что детей много, норматив в расчете на одного ученика снижается). Тем не менее 88-я школа все равно прошла через оптимизацию. На-пример, по старой тарификации на такое количество детей полагалось 8 завучей, сейчас их всего 3. Что к этому подвигло? «Не буду скрывать – моя зарплата, – признается директор. – Ее размер зависит от средней зарплаты по школе. Кроме того, есть зависимость от качества работы – директоров стимулируют из средств 5-процентного фонда, который формируется в муниципалитете».
Благодаря хорошей демографической ситуации в микрорайоне у школы нет необходимости бороться за каждого ученика – нужное количество детей и так наберется. Но борьба идет за лучших – чтобы они пришли именно сюда и после девятого класса остались здесь.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив