RSS Feed

Окно в школьную жизнь

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Анна Белякова   14.04.2011  09:07

Сайт Лицея № 1580 при МГТУ им. Баумана

В феврале завершился первый общероссийский конкурс «Лучший школьный сайт – 2010», проведенный Российским новым университетом при поддержке издательства «Просвещение», а также компании ABBYY и издательства «Время».

На конкурс, продолжавшийся три месяца, было заявлено 444 сайта школ, колледжей, лицеев, персональных учительских сайтов и даже сайтов отдельных классов из 65 субъектов Российской Федерации.

В XXI веке для получения необходимой информации можно просто «забить» в поисковой системе запрос, и на экране появится бессчетные страницы сведений на заданную тему. Сегодня практически у каждой организации есть своя страница в Интернете. Конечно, и школы не являются исключением. В какой степени школьные сайты – это дань веяниям времени, а в какой – практическое средство, без которого современной школе не обойтись?

Если рассматривать этот вопрос с точки зрения выбора «второго дома» для своего ребенка на ближайшее десятилетие, то роль сайта как визитной карточки образовательного учреждения не вызывает сомнений. Информация об образовательных программах и дополнительных предметах, уставе школы, сведения о преподавателях, о том, как проходят занятия, что представляет собой сама школа – техническое обеспечение, столовая, оснащенность спортзала, одним словом, инфраструктура. Если сайт способен дать ответы на основные вопросы родителей своих будущих учеников: «Чему учат?», «Кто учит?», «Как учат?» и «В каких условиях учат?» – то функцию «знакомство со школой» он благополучно выполнил.

А какую информацию могут и должны получать на своем сайте те, кто уже в школе – учителя, ученики, родители? Чтобы это выяснить, я отправилась в одну из ближайших к моему дому школ.

Наиболее скептически оказались настроены учителя.

– Сейчас многие говорят об удобстве электронных дневников. На мой взгляд, они приносят только вред, – уверена учительница русского языка и литературы Екатерина Петровна. – Молодежь сейчас очень много времени проводит за компьютером, общение идет на уровне «человек – машина», а общение «человек – человек» уходит на второй план. Вводя электронные дневники, мы дополнительно вставляем машину в общение детей и родителей, от этого еще больше теряется связь между ними. Раньше детей приучали к мысли, что дневник – это документ. И если ученик получил двойку, он показывал оценку родителям, показывал лично, и здесь устанавливался процесс общения, налаживания взаимопонимания. А сейчас мы этого лишаем и детей, и родителей.

– Я практически не захожу на сайт нашей школы, просто потому что всю информацию, в которой нуждаюсь, получаю в самой школе, – говорит учитель истории Андрей Валентинович. – Но что, несомненно, помогло бы любому педагогу, это методические пособия, конспекты уроков, материалы практического характера. То есть своеобразная «методическая копилка», в составлении которой могли бы принимать участие все педагоги школы. Плюс информация о победителях конкурсов, олимпиад – это и детям приятно, и для родителей полезно. Плюс лучшие работы учеников – они стали бы планкой, к которой следует стремиться как ребенку в учебе, так и преподавателю в подготовке.

У родителей запросы к сайту оказались и шире, и многообразнее.

– В первую очередь родители должны видеть, как учатся их дети, потому что дневники они уже давно не носят. Самое лучшее – это электронный дневник, – считает отец ученика 9 класса и ученицы 5 класса Николай. – И контакты учителей. У меня сложный рабочий график, слишком поздно заканчиваю работать, и ни одного педагога в школе уже не найти. А вот поговорить с преподавателем иногда бывает полезно. Остается один выход – телефон.

– Хочется знать, чем занимаются с детьми на уроках, что делают на «продленках», – говорит мать ученицы 2 класса Дарья. – Меня всегда волнует, чем мой ребенок питается и, конечно, его школьные успехи.

– По собственному опыту знаю, что очень важным пунктом являются взаимоотношения в классе:  есть ли костяк ребят, постоянно провоцирующих и организовывающих какие-то ссоры, вражду, массовые прогулы… – рассказывает Екатерина, мать ученицы

7 класса. – Родители видят только круг, в котором общается их ребенок дома или во дворе, о происходящем в школе они могут узнать только по рассказам. Если бы классный руководитель давал характеристику отношений в классе в целом, это было бы уже более-менее объективно. Особенно это касается многонациональных школ. Наверное, об этом стоит говорить в неформальном общении, например на форуме, но держать родителей в неведении нельзя.

Наиболее прагматичными стали ученические требования к содержанию школьных сайтов:

– Шпаргалки, – заявляет ученик 7 класса Глеб. – Все равно половина списывает на всех контрольных и самостоятельных. Пусть уж лучше тогда ответы будут точно правильные и красиво напечатанные.

– Школьная библиотека, – уверена ученица 9 класса Оксана. – Те же учебники, которые нам выдают в обычной библиотеке, только в «электронке». Напечатанные учебники можно оставлять в школе, чтобы они всегда были на уроках, а дома готовиться по электронным. Мы с соседкой делим все книги пополам – кто что носит, но все равно тяжело. А так ничего носить не надо.

– Место, куда можно выкладывать домашнее задание, – говорит ученица 8 класса Лена. – Если я болею, приходится обзвонить полкласса, чтобы узнать, что задано по двум-трем предметам. Одна половина не записала, другая – прогуляла. Пока узнаешь, времени на выполнение «домашки» уже не остается. А вот если бы кто-то централизованно выкладывал всё в Интернет, тот же самый педагог, это всем бы облегчило жизнь.

Картина получилась многогранная. И это касается только контента, то есть содержания сайта. А есть еще множество параметров, которые отвечают за удобство, доступность информации, ее внешний вид. Здесь требования уже могут установить только профессионалы…

В ноябре прошлого года Российский новый университет (РосНОУ) объявил о проведении первого общероссийского конкурса «Лучший школьный сайт», генеральным партнером которого стало издательство «Просвещение».

– Помимо стимулирования школ к совершенствованию своих сайтов, у издательства есть и свои мотивы поддержки таких конкурсов, – говорит помощник генерального директора «Просвещения» Оксана Демьяненко. – Издательству важно увидеть своих потенциальных заказчиков и потребителей. Нам надо понять, насколько школы готовы работать с электронным образовательным контентом, насколько они продвинуты в информационных технологиях и соответственно насколько должны быть продвинутыми новые электронные продукты для учеников и учителей. Создание таких –  в планах «Просвещения».

С вопросами о самом конкурсе я обратилась к председателю оргкомитета «Лучшего школьного сайта», помощнику руководителя пресс-службы Российского нового университета Анне Титовой.

 

Анна, для чего был организован этот конкурс?

С точки зрения продвижения образовательных услуг РосНОУ это хороший повод привлечь внимание школ к университету. Ведь школьники – это наши потенциальные абитуриенты, и одна из целей, которые мы ставили, – рассказать о нашем университете. РосНОУ – инновационный вуз, поэтому наш интерес именно к этой высокотехнологичной стороне школьной жизни легко объясним. Но главное – нам было интересно стать причиной изменений в этой сфере. На данный момент качество многих школьных сайтов не слишком высокое, а шанс стать лауреатом общероссийского конкурса – хороший стимул для школ улучшать свои сайты.

 

По каким критериям оценивались сайты?

В первую очередь это качество и актуальность материалов, выложенных на сайт. Большое внимание уделялось дизайну и навигации, отражению на сайте учебного процесса (учебные планы, программы дисциплин, материалы, по которым необходимо готовиться). В идеале на сайте должна быть представлена вся доступная информация о школе: от нормативной документации до того, чем эта школа живет. Плюс дополнительная познавательная информация, научно-популярные материалы, разделы для творчества учеников… При этом добраться до необходимой информации, к какому бы разделу она ни относилась, должно быть легко и просто.

 

Кто оценивал сайты?

Экспертное жюри, в состав которого вошли специалисты Российского нового университета и партнеров конкурса – издательств «Просвещение» и «Время», а также компании ABBYY. Мы дали экспертам таблицы с критериями (всего 15 критериев), по которым проводилась оценка. В итоге каждый сайт получил определенную сумму баллов, которые были использованы как для определения лауреатов конкурса, так и для составления общероссийского рейтинга школьных сайтов. Этот постоянно действующий рейтинг, учрежденный РосНОУ и «Просвещением», расположен на сайте www.rosnou.ru/rating.

Рейтинг будет регулярно пересчитываться с учетом произошедших на сайтах изменений и улучшений. Подать заявку на участие в рейтинге может любой школьный сайт (присылать заявки следует на адрес editor@rosnou.ru), а ближайшая переоценка сайтов состоится в мае 2011 года.

 

Какие перспективы у школ, сайты которых не заняли призовых мест в конкурсе?

Совершенствоваться, улучшать свои сайты, подниматься в рейтинге и с новых позиций выходить на конкурс «Лучший школьный сайт – 2011», который пройдет осенью. Проведя первый конкурс, мы поняли, что и как нужно делать, это был очень хороший опыт и в плане составления критериев, и в плане работы со школами. Я думаю, что второй конкурс будет еще более успешным, а призы лауреатов – еще более воодушевляющими.

 

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив