RSS Feed

Музейная педагогика

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Евгений Скворцов   12.04.2011  13:51

министр искусства и культурной политики Ульяновской области Ирина КотоваВизитная карточка системы образования Ульяновской области – проект «Воспитай патриота», в рамках которого для школьников всех возрастов организуются программы патриотического воспитания в музейной среде. О том, как средствами музейной педагогики прививать детям любовь к родному краю и какие ресурсы для этого необходимы, в интервью «Вестнику образования» рассказала Ирина Котова — министр искусства и культурной политики Ульяновской области, до конца января 2011 г. работавшая заместителем директора по научной работе Государственного историко-мемориального музея-заповедника «Родина В.И. Ленина».

– Ирина Геннадьевна, поскольку проект «Воспитай патриота» реализуется на базе музея с таким названием, возникает вопрос: «Неужели снова патриотизм и ленинизм стали синонимами?»
– Наш музей-заповедник – это прежде всего территория, где благодаря имени Ленина удалось сохранить уникальную для сегодняшнего дня деревянную историческую застройку русского провинциального города второй половины XIX – начала XX ва. В других городах Поволжья городская деревянная архитектура практически исчезла. У нас же это связано с биографией Ленина и поэтому осталось нетронутым.

В советские годы заповедник создавался для пропаганды марксизма-ленинизма, а в 1990-е г. его миссия изменилась. Сейчас он включает в себя музеи, посвященные истории, быту, ремеслам, культуре, торговле, образованию дореволюционной России. Всё это находится под открытым небом, в одном квартале в центре Ульяновска, в шаговой доступности.

– Как появился проект «Воспитай патриота»?
– Несколько лет назад мы проанализировали, как школьники посещают наш музей-заповедник. Оказалось, что детей из других городов, например Самары, Тольятти, Чебоксар, у нас бывает больше, чем из Ульяновска.

– Почему?
– Во-первых, оказалось, что учителя, которые раньше водили к нам детей, ушли на пенсию, им на смену пришло новое поколение педагогов, не всегда готовое к «подвигу» внеклассной работы с детьми.
Во-вторых, в выходные дни детей в музей приводили, как правило, бабушки и дедушки, а не родители. Видимо, причина в том, что родители сами выросли без музеев – у них нет ни возможности оторваться от работы, ни привычки к интеллектуальному досугу. Детей они предпочитают водить в игровые центры.
При этом нет сомнений, что потенциал городских музеев может быть успешно использован в системе образования, прежде всего в воспитательных целях.

Есть интересный опыт Елабуги. Это замечательно сохранившийся уездный город в Республике Татарстан. Три года назад я была в Елабуге, общалась там с детьми и была поражена их интересом, искренней увлеченностью историей родного города и грамотно организованной совместной работой музея-заповедника и системой школьного образования.

Вскоре мы предложили губернатору Ульяновской области Сергею Морозову проект «Воспитай патриота», призванный возродить систему массового, системного посещения школьниками музеев города.

– Но ведь согласитесь, даже при том, что советские дети воспитывались на классике в духе «… я поведу тебя в музей», — сказала мне сестра», музеи – это, как правило, очень скучно и для советского, и тем более для современного подростка. Искусственно созданный мир с табличками «руками не трогать».
– Это устаревшее представление. Мы даем детям возможность играть, писать пером, лепить, устраиваем театрализованные представления и пр. У нас есть серия программ в жанре «бродилок», когда дети в музее должны искать артефакты, набирать материал для размышлений, проявлять аналитические способности. Например, разыгрывается известный из истории Симбирска сюжет, когда купец потерял вексель и дети этот вексель ищут, опрашивая свидетелей, пытаясь его найти среди утвари позапрошлого века. Это не только познавательно, но и весело.

Как пример могу привести историю собственного сына. Сейчас ему 22 года, он современный молодой человек, всё детство он провел в музеях, просто потому, что это моя работа. Когда ему было лет 15, он сказал, что я своими музеями испортила ему детство и что ноги его там не будет. Но сейчас, когда привозит фотографии из путешествий, я вижу, что он не пропускает ни одного музея. На смену отторжению, свойственному подросткам, пришел искренний интерес, умение получать удовольствие от интеллектуального досуга, привычка к которому была сформирована, как оказалось, в детстве.
Конечно, сегодня у музеев немало проблем, одна из которых – старение кадров, но в этом смысле в нашем музее ситуация нетипичная: две трети сотрудников – люди до 40 лет.

– Скажите, а без проекта областного значения никак нельзя было обойтись? Музей ведь может выстраивать отношения с системой образования без привлечения административного ресурса.
– Мы пытались. Делали рекламные туры для директоров школ, показывали музеи, рассказывали о наших программах. Они говорили: да, вы молодцы, нам всё очень нравится. Но дети после этого в музей не приходили.

– А название «Воспитай патриота» откуда взялось?
– К тому времени в Ульяновской области уже действовал проект «Роди патриота», цель которого – улучшение демографической ситуации. Проект оказался очень эффективным. «Воспитай патриота» — это, можно сказать, продолжение.

Есть еще идея проекта «Уважай патриота», в основе которого – семейные музейные программы: общество быстро меняется, и пропасть между родителями и детьми становится глубже, тем более между детьми и бабушками, дедушками. Можно организовывать досуг для пожилых людей и одновременно выстраивать связи с молодым поколением – например, если бы дети сделали выставку, посвященную бабушкам и дедушкам.

– Вообще можно понять желание музея включиться в областные проекты и получить в качестве посетителей всё детское население области…
– Музей имеет право на жизнь, если он нужен. Мы знаем, что мы нужны, что мы работаем хорошо. И мы хотим, чтобы наши залы были полны. Здесь имеет значение финансовая составляющая, пусть даже в случае с проектом «Воспитай патриота» она скорее символическая.

Нужно понимать, что заставить ученика прийти в музей можно только один раз. Второй раз он должен прийти сам. Поэтому нам нужно было так составить программу работы со школьниками, чтобы пробуждать у детей интерес. Важно было создать определенную систему, чтобы ребенок не просто пришел и ушел, а чтобы всякий раз он приходил за новыми впечатлениями.

Для каждой категории школьников у нас свои программы, адаптированные к возрастным особенностям, в 10 — 11 классах организуются туристические маршруты. Особенности взаимодействия есть практически с каждой школой – например в ульяновской школе № 34 сильное научное общество, и, исходя из этого, мы адаптировали для них программу.

– Вы сказали, что финансовая составляющая символична. А конкретнее?
– 5 посещений музея в год обходятся родителям в 100 рублей. Для первоклассников чуть дороже – 130, потому что в программу входят занятия, где используется глина. Хотя на эти деньги, конечно, нельзя организовать более затратные программы, например автобусную экскурсию.

– А если родители не хотят платить?
– Когда родители узнавали цену, то вопросов вообще не возникало, а льготные категории детей, как и в ситуации со школьным питанием, от оплаты освобождены. В каждую школу мы выезжаем на родительские собрания – показываем презентацию, рекламируем наш продукт, убеждаем родителей и педагогов в важности нашей совместной работы. Мы начали реализацию проекта прошлой весной, и педагоги поначалу нас восприняли без особой радости, видимо, просто боялись, что им придется выполнять дополнительную работу. Но мы честно объясняли, что всю работу, вплоть до выписывания абонементов и сбора денег, будем выполнять сами. Задача учителя – только привести класс в музей.

– Сейчас в проекте участвуют в основном школы Ульяновска. Можно ли распространить проект на всю область?
–Из дальних районов есть смысл привозить детей только на двухдневные экскурсии, и над такими программами мы сейчас работаем. Собираемся открыть небольшой гостевой дом, где можно было бы селить школьников, и это, конечно, решило бы проблему. А для сельских школ из ближних районов, откуда дорога занимает не более двух часов, у нас и сейчас есть абонемент на два посещения в год. Сейчас в проекте участвуют шесть районов области.

Вообще же проект «Воспитай патриота» — это не только посещение музейных экспозиций — в рамках проекта в декабре 2010 года мы открыли Детский музейный центр, где реализуются творческие программы, ведется работа с одаренными детьми и с детьми с ограниченными возможностями, формируется детское волонтерское движение. Программа «Покажи мне свой мир» призвана формировать толерантное отношение к духовным потребностям детей с ограниченными возможностями: показать здоровым детям, как живут люди с ограниченными возможностями, как добиваются успеха.

– Скажите, где проходит граница между воспитанием патриота и обучением юного краеведа?
– Мы понимаем патриотизм прежде всего как любовь к своей малой родине, гордость за свою землю и знание ее истории. Сегодня молодые люди не задумываясь покидают те места, где прошли их детство, юность, хотя иной раз, может быть, стоит задуматься: можно ли бросать то, что любишь? «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам…» — это не что-то выдуманное. Дети, погружаясь в историческую среду посредством игры, не только получают от этого удовольствие, но и ощущают себя гражданами этой страны, учатся уважать память предков. Если вести эту работу системно и массово, то дети будут меняться, и будет меняться их отношение к малой родине. Я в это верю.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив