RSS Feed

Дошкольное образование: возможны варианты

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Борис Старцев   19.04.2011  12:21

В начале февраля была утверждена Федеральная целевая программа развития образования (ФЦПРО) на 2011–2015 годы. В рамках ФЦПРО будут финансироваться в том числе региональные программы развития дошкольного образования. Об актуальности реализации таких программ, о том, на что конкретно будут потрачены деньги и что нужно сделать регионам для их получения, рассказывает директор Департамента общего образования Минобрнауки России Елена НИЗИЕНКО.

Проблемы дошкольного образования приобретают сегодня особенную актуальность. В первую очередь это связано с тем, что дети рождаются и растут в условиях современного информационного общества, значит, они другие – быстрее осваивают все новое, уже в первые годы жизни умеют пользоваться мобильным телефоном, компьютером, получают большие объемы информации. Наша система дошкольного образования далеко не всегда готова к работе с такими современными детьми.

В последнее время, к счастью, научились выхаживать детей, появившихся на свет задолго до положенного им срока, и они уже сегодня начинают приходить в детские сады. С этой категорией тоже нужно работать по-особому, а на вопрос, как это делать, ответа пока нет.

Позитивное изменение демографической ситуации показало неготовность системы дошкольного образования обеспечить всех детей не только местами в детских садах, но и образовательными услугами.

 Только 60% ребят имеют возможность посещать детские сады. Это следствие не столько демографической ситуации, сколько неправильной политики муниципалитетов в отношении детских учреждений.

В 90-е годы их активно закрывали, сдавали в аренду, перепрофилировали, продавали. Вместе с тем надо понимать, что в те годы закрывались, как правило, не лучшие детские сады, зачастую расположенные в ветхих зданиях, не способные работать качественно.

Сегодня невозможно решить проблему доступности исключительно с помощью строительства новых детских садов – необходимо развивать вариативные формы дошкольного образования.
Для этого есть большие возможности. Внесены изменения в СанПиНы, в частности разрешено увеличивать наполняемость групп при сохранении определенного количества квадратных метров на одного ребенка. Если размер помещения позволяет набирать группу свыше 20 человек, это можно делать. Кроме того, разрешено достраивать третьи этажи в двухэтажных детсадах, что ранее было категорически запрещено. Такое строительство обойдется в разы дешевле, поскольку не нужно подводить коммуникации, решать вопросы с землей и так далее.

Новые СанПиНы позволяют открывать дошкольные группы в переоборудованных помещениях общего пользования, где раньше размещались репетиционные залы, изостудии и прочее, а также в жилых квартирах. Дети могут проводить в дошкольных группах разное количество времени – от двух-трех часов в день до круглосуточного пребывания, и это тоже увеличивает пропускную способность учреждений до-школьного образования.

Для улучшения ситуации необходимо все это в полной мере реализовывать. Кроме того, надо шире использовать государственно-частное партнерство, развивать негосударственный сектор дошкольного образования. В недавно принятой Федеральной целевой программе развития образования (ФЦПРО) впервые появился механизм поддержки модернизации образования через субсидии, предоставляемые регионам на конкурсной основе. Из 57 миллиардов рублей федеральных средств программы 10,5 миллиарда расходуются именно на субсидии.

Остановимся на субсидировании дальнейшей реализации программ развития дошкольного образования подробнее. Сегодня перед муниципалитетами стоит задача развернуть работу прежде всего по развитию вариативных форм дошкольного образования. Все возможности для этого есть. И чтобы помочь в их реализации, мы включили в ФЦПРО мероприятия, связанные с поддержкой региональных программ развития дошкольного образования.

Каким образом будет осуществляться поддержка? Планируется отобрать на конкурсной основе 16 стажировочных площадок, которые будут работать в регионах, в том числе и на базе муниципалитетов. В 2011 году они будут оборудованы, дооснащены, будет проведено повышение квалификации сотрудников, которым предстоит там работать. А в течение следующих лет команды из всех муниципалитетов России пройдут на базе этих площадок двухнедельную стажировку. Команды будут состоять из 5–7 человек – это глава муниципалитета или его заместитель по социальным вопросам, представители администрации, занимающиеся вопросами образования, экономики, финансов, руководители и воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Они должны будут не только познакомиться с опытом развития системы дошкольного образования, представленном на стажировочной площадке, но и создать для своей территории программу развития дошкольного образования, предусмотрев необходимое финансовое обеспечение. Сразу после стажировки эту программу нужно будет принять и приступить к ее реализации. При этом одной из функций стажировочной площадки будет мониторинг реализации муниципальных программ, разработанных на ее базе.

Стажировочной площадкой может быть не только отдельный детский сад, но и, возможно, муниципальная методическая служба, вокруг которой концентрируются детские сады, учреждения дополнительного образования, имеющие опыт работы с дошкольниками, и так далее. Так или иначе, структура стажировочной площадки определяется регионом при подаче соответствующей заявки. При этом получателем субсидии является регион. Субсидия дается на условиях софинансирования, в качестве которого учитываются средства, предусмотренные на развитие дошкольного образования.
Чтобы получить субсидии в рамках того или иного направления ФЦПРО (а это не только дошкольное образование, но и, к примеру, реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»), регион должен представить программу развития, индикаторы и показатели которой соответствуют индикаторам и показателям ФЦПРО. Поэтому на местах сейчас нужно проанализировать свои программы и включаться в эту работу. Важно не упустить момент: если не удается выиграть конкурс в этом году, то следующий шанс появится лишь спустя три года, поскольку победители определяются именно на этот срок.

В 2011 году в федеральном бюджете предусмотрено около 500 миллионов рублей на субсидии для регионов, которые активно создают места в дошкольных учреждениях. И неважно, какими способами создаются эти места. Это может быть возвращение в муниципальное ведение дет-ских садов, когда-то сданных в аренду, проведение реконструкции устаревших зданий, достраивание третьих этажей, открытие групп кратко-срочного пребывания и прочее. Так или иначе, есть острая необходимость увеличения числа детей, получающих дошкольное образование, и федеральный центр будет предоставлять на это субсидии на условиях софинансирования.
В ближайшей перспективе – работа над улучшением качества дошкольного образования. Подготовительная работа уже ведется. А пока главная задача – обеспечить максимальный охват дошкольным образованием детей дошкольного возраста, а предшкольной подготовкой 100% детей старшего дошкольного возраста. Дети, не прошедшие такую подготовку, неизбежно испытывают трудности при адаптации в школе.

О проблемах и вопросах развития ФЦПРО читайте в журнале «Вестник образования» (№ 9, май 2011 г.)

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив