RSS Feed

О примерных программах по истории и обществознанию

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Татьяна Коваль   21.03.2011  15:06

Рассказывает старший научный сотрудник лаборатории дидактики обществознания ИСМО РАО, кандидат педагогических наук Татьяна Коваль.

Выпущенные в свет издательством «Просвещение» Примерные программы по истории и обществознанию предназначены для реализации Федерального государственного стандарта основного общего образования.

Каждая программа включает пояснительную записку, в которой:

— раскрыты цели и задачи изучения предмета и требования к результатам обучения;

— охарактеризовано содержание основного общего образования по истории и обществознанию, структура курсов истории и обществознания и их место в базисном учебном плане;

— даны общие рекомендации по оснащению учебного процесса.

Программы определяют содержание материала, обязательного для изучения по истории и обществознанию, и предлагают учителю примерное тематическое планирование.

Общая структура каждой программы традиционна, вместе с тем программы нацеливают учителя на модернизацию своей деятельности.

Во-первых, обновлено содержание курсов, в котором нашли отражение достижения общественных наук, отечественной и всеобщей истории.

Во-вторых, впервые в отечественной дидактике требования к результатам освоения курсов истории и обществознания напрямую связаны с основными задачами общего образования и отражают потребности общества, государства и личности. Программы ориентируют всех участников образовательного процесса на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов.

В-третьих, в тематическом планировании заложена характеристика основных видов деятельности учащихся –  учебных действий, которые можно применить и, следовательно, формировать и совершенствовать при изучении конкретного учебного материала.

Таким образом, учитель получает возможность целенаправленно осуществлять компетентностный подход к образовательному процессу, формировать гражданственную, познавательную, коммуникативную компетентности.

Как же реализуются эти особенности программ? Программа по предмету «История» формулирует предназначение исторических знаний, которые получает современный подросток в основной школе. Они призваны помочь в поисках ответов на мировоззренческие вопросы: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность?  Программа по обществознанию подчеркивает, что этот учебный предмет базируется на научных знаниях о человеке и обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Оба предмета формируют общероссийскую идентичность; целостную картину этапов развития общества (история) и его современного состояния (обществознание); учат получать и критически осмысливать социальную информацию; создают условия для применения полученных знаний и умений.

Отбор учебного материала учитывает не только цели образования, научные достижения, факторы времени. Он личностно ориентирован: базируется на возрастных особенностях учащихся, их познавательных потребностях и возможностях. Существенную роль при формировании содержания предметов играют особенности конкретного этапа социализации учащихся и перспективы их личностного и гражданского роста.

Сквозной линией Примерной программы по истории является тема «Человек в истории», что позволяет показать учащимся, как жили люди в различные исторические эпохи, к чему они стремились, как действовали, как воспринимали окружающий мир. Примерная программа по обществознанию подводит учащихся к теоретическому рассмотрению реальных явлений и процессов, к освоению основных социальных ролей.

Ценнейшей частью Примерных программ по истории и обществознанию можно считать инновационное тематическое планирование. На основании примерного планирования в рамках предусмотренного им количества часов каждый учитель может отобрать материал (понятия, даты, факты, персоналии) для обязательного усвоения учащимися; выбрать наиболее целесообразные методические приемы и средства достижения целей урока; организовать различные виды коллективной и индивидуальной деятельности; разработать эффективные способы оценивания достижений учащихся.

Например, на уроках истории в 9 классе при изучении раздела «Великая Отечественная война 1941 –  1945 гг.» учитель может предусмотреть следующие учебные действия и виды деятельности ученика: называть хронологические рамки, основные периоды и даты крупнейших сражений Великой Отечественной войны; объяснять причины поражений Красной Армии в начальный период войны; рассказывать о крупнейших сражениях Великой Отечественной войны, используя карту; объяснять значение понятий «блицкриг», «эвакуация», «новый порядок», «коренной перелом», «второй фронт»; характеризовать жизнь людей в годы войны, привлекая информацию из исторических источников (в том числе музейных материалов, воспоминаний и так далее); представлять биографические справки, очерки об участниках войны (в том числе о представителях старших поколений своей семьи); готовить сообщение об отражении событий войны в произведениях литературы, кинематографа (по выбору учащегося).

В свою очередь, примерное планирование по обществознанию при проведении в 9 классе уроков по теме «Устройство Российского государства» (2 часа) предлагает учителю формировать и развивать умения учащихся характеризовать государственное устройство Российской Федерации, ее многонациональный состав; находить и извлекать информацию о государственном устройстве России из адаптированных источников; выражать собственное мнение о том, кого можно считать достойным гражданином; приводить примеры гарантируемых Конституцией РФ основных прав и свобод граждан России.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив