RSS Feed

Переходя границы, или вам и не снилось…

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Катя Латарцева   15.03.2011  16:52

Photo by Auzigog  / Jeremy Blanchard, www.flickr.com/photos/eyermonkey
Почти каждый школьник когда-нибудь да признавался, что был влюблен в учителя. Шестилетний малыш, смущенно лепечущий о своих чувствах, и старшеклассник, обещающий непременно жениться, зачастую вызывают у преподавателя улыбку, а иногда и нешуточное беспокойство.

– Любви все возрасты покорны! – считает детский психолог Таля Ерофеева. – Многие детишки не ходили в детский сад, связь между мамой и ребенком должным образом не прервалась, а просто перенеслась на другого человека. Кроме того, дети часто не могут правильно идентифицировать свои чувства, считая их настоящей любовью.

– У нас в начальной школе все мальчишки были влюблены в нашу классную руководительницу, – вспоминает менеджер по рекламе журнала «Cosmopolitan Украина» Ольга Кисарова. – Учительница и правда была очень красива, а первоклашки такие впечатлительные. Ребята даже отдавали ей свои обеды, почти все переменки проводили с ней и ревновали ее друг к другу.

Малыши очень серьезно относятся к своей воображаемой любви, а учителя, наоборот, отшучиваются и стараются не замечать ухаживаний. Это бывает обидно для маленьких Ромео, зато действенно. Обычно о таких случаях ученик и преподаватель со смехом вспоминают на выпускном. Но иногда бывают ситуации, когда просто необходимо вмешательство психолога и родителей и, главное, грамотное поведение преподавателя.

– Когда я была классной руководительницей у четвертого класса, в меня были влюблены несколько мальчиков, – рассказывает учитель начальных классов краснодарской школы Анна Дровалева. – Как-то после урока один из учеников стал уговаривать меня не выходить замуж. Просил подождать, пока он вырастет и сможет сам жениться на мне. Я говорила, что, когда он подрастет, влюбится по-настоящему. Но мальчик ничего не хотел слушать, после моей свадьбы провел неделю в слезах и, в конце концов, перестал со мной разговаривать.

В таких случаях психологи советуют дистанцировать ребенка (малышу гораздо легче отвлечься, чем влюбленному подростку) и вместе с родителями обязательно сходить к психологу. Предупредить и предугадать такую ситуацию сложно – каждый случай индивидуален.

– Очень важно внимательно относиться к детям и выстраивать четкие границы, – советует Таля Ерофеева. – «Я твой учитель, у меня есть своя личная жизнь, чего хочешь от меня ты?» Важно объяснить, что любовь бывает разная, желательно используя яркие и понятные примеры – отвлеченные фразы маленький ребенок может понять по-своему.

Благодаря телевидению и Интернету взросление сейчас начинается очень рано – в 10–11 лет. В этот период ученик может и не быть искренне влюблен, но все равно будет проявлять сильный интерес.

– В шестом классе к нам пришла 20-летняя преподавательница английского, Нелли Валерьевна, – рассказывает ученица 11 класса московской школы Алена Никитина. – Все мальчишки сразу стали флиртовать с ней, наши девочки даже немного ревновали. Многого Нелли старалась не замечать, но иногда возмущалась и говорила об уважении. Мальчики только улыбались и уверяли ее, что они очень ее уважают. Как только Нелли Валерьевна перестала краснеть и воспринимать все всерьез, мальчишки угомонились. Их симпатия сохранилась, но «играть стало неинтересно».

– Прошли те времена, когда ученики тихо вздыхали, влюбленно глядя на своих учителей. Теперь они нахально пытаются добиться того, что им надо, – уверена учитель русского языка и литературы московской школы Наталья Покровская. – Взаимоотношения с учителем становятся показателем «крутости» среди подростков. Один ученик регулярно приглашает свою 25-летнюю преподавательницу на шампанское после уроков. Мальчик развит не по годам, а наглость, взращенная богатыми родителями, не знает границ. В школе дети учатся «блатные»: учителя для них – это «что-то», а не «кто-то». И разница в 8–10 лет их не смущает, ведь у многих папы женились во второй раз на совсем юных девушках. Вот и этот юноша поставил себе цель и с завидным усердием ее добивается. Конечно же, это не любовь. Просто мальчик в свои 17 лет уже был с таким количеством ровесниц, что они ему банально наскучили. А влюбить в себя учительницу – это круто, не так ли?

Хотя тон отношений между учеником и учителем задается на уровне школы, главное, конечно, как поставит себя сам преподаватель. Важно различать искренние чувства ученика и простую игру гормонов. Тактика, с помощью которой можно справиться с неуважительными проявлениями интереса, может иметь обратный эффект в случае настоящей влюбленности. Преподаватель может вести себя максимально отстраненно и корректно, но все равно только усугубит положение ученика, страдающего от неразделенной любви. Здесь важно понимание ситуации.

– Иногда лучший способ – это расставить все точки над «i», – считает учитель английского языка, психолог Татьяна Крутова (Москва). – У нас в школе старшеклассник был безответно влюблен в преподавательницу. Она «больного вопроса» не касалась, старалась делать вид, что ничего не происходит. Через несколько лет после окончания школы он нашел ее, чтобы поговорить – все еще был влюблен. И только тогда она прямо сказала, что между ними ничего быть не может, потому что она не любит его. После этого он смог начать строить свою жизнь.

Не все ученики такие стеснительные. Некоторые начинают вести себя откровенно агрессивно, особенно это касается девочек. Старшеклассницы строят глазки, делают недвусмысленные намеки, а иногда и заявляют о своих чувствах открыто. Часто подростки считают, что их чувства дают неоспоримое право на того, в кого они влюблены.

– Одноклассница заявила нашему физику, что он «только ее», – рассказывает студентка журфака МГУ Оксана Гусева. – Она приходила к нему в лаборантскую, в учительскую и постоянно говорила его девушке, тоже учительнице нашей школы, что у них есть отношения. В конце концов, она добилась своего – кто-то видел, как она целовалась с физиком.

Психологи считают разницу в 10–15 лет допустимой для отношений. Часто бывает, что у преподавателя и ученика разница в возрасте еще меньше. Здесь препятствием для действительно влюбленных может стать только статус учителя. Бывают случаи, когда влюбленные ждут окончания школы, кто-то пытается скрывать отношения. Рано или поздно о них все равно становится известно. Тогда и возникает проблема – эти отношения фактически становятся предметом всеобщего достояния.

Учитель математики Надежда Расскацикова (Екатеринбург) рассказывает:
– В нашей школе в молодую учительницу влюбился старшеклассник. После школы они поженились. Если бы такая любовь случилась в советские годы, этим влюбленным жизни бы не дали. Современные нравы позволили окружающим смотреть на такие отношения снисходительно: молодые же, бывает, что здесь особенного?

– Как правило, администрация сейчас – это профессионалы высокого уровня и никаких репрессий в стиле «Вам и не снилось» не предпринимают, стараются не навредить, – говорит Татьяна Крутова. – Вообще же руководству школы не позавидуешь. Хорошо, что во многих школах есть психологи, которые помогают решать подобные проблемы.

Реакция руководства чаще всего зависит от виденья конкретной ситуации директором.
– Отношения – это личное дело каждого, – уверена директор школы № 1270 Вера Кинешова. – Никаких репрессий применяться ни в коем случае не должно.

Но есть и другая точка зрения – ведь статью за совращение малолетних никто не отменял.
– 10-классница влюбилась в молодого учителя истории, – рассказывает учитель физики Виталий Яровой (Киев). – Отношения складывались только до того момента, пока об этом не узнали директор школы и родители ученицы. Их любовь стала рассматриваться как аморальный поступок. С обоими состоялся серьезный разговор, после которого отношения прекратились. Ученица очень тяжело переживала расставание и в июне после одного из экзаменов призналась мне, что ей не хотелось жить, она всерьез думала о суициде.

Вмешательство со стороны оправдано только тогда, когда ученика или преподавателя нужно защитить, иначе можно нанести глубокую душевную травму. Очень важно чувствовать грань, когда вмешиваться нельзя и когда это просто необходимо, все зависит от конкретных людей и конкретных ситуаций. Иногда школьник ведет себя разумнее, чем взрослый человек, иногда чувства могут быть настолько глубокими, что сохраняются годами. Ни к одному человеку нельзя относиться несерьезно, но и мера серьезности в разборе ситуации должна быть разумной, чтобы не перемудрить.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив