RSS Feed

Ведущая деятельность и социальная ситуация развития

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Александр Асмолов   24.01.2011  16:42

В основе образовательного стандарта лежит проектирование такого уклада школы, который предполагает постановку задачи превращения уклада школы в социальную ситуацию развития личности ребенка. И когда мы ставим вопрос так, то в процессе проектирования социальной ситуации мы должны учитывать мотивы и индивидуальные особенности ребенка, чтобы помочь ему выбрать ту деятельность, которая соответствует этим мотивам.

Без понятия «социальная ситуация развития», введенного Выготским – Леонтьевым – Божович, нет представления о ведущей деятельности. Социальная ситуация развития выступает в буквальном понимании как источник развития личности ребенка и резко противопоставляется понятию, которое существует в традиционной психологии, в том числе и в педагогике, особенно в бихевиористских доктринах, – понятию «фактор».

Выготский говорит следующее: социальная ситуация развития как источник развития с самого начала включает социальную позицию ребенка по отношению к миру и родителям. Эта социальная позиция, будучи развернута из статического в динамический план, и выступает как ведущая деятельность. Как стрелка меняет движение поезда, так и социальная позиция меняет систему мотивов, в которые включается ребенок.

На каждом возрастном этапе существуют тенденции выбора тех или иных форм ведущей деятельности, которая позволяет наиболее полно реализоваться социальной ситуации развития личности ребенка. В дошколке – игровые сюжетные формы, в начальной школе – учебные, но с акцентом на моделирование и так далее, в подростковом возрасте – формы деятельности личностного самоопределения, в старшей школе – профессиональное самоопределение и рождение зрелости.

Обучение должно войти в мир ребенка через ворота детской игры. Отсюда следует, что обучение в начальной школе должно идти через игру, которая выступает как механизм преемственности. Перенос классно-урочных форм развития на ребенка начальной школы – это по большому счету пре-ступление. Когда мы говорим, что дошколка должна надвинуться на школу, а не наоборот, мы тем самым хотим сохранить ребенка как личность развивающуюся, а не замкнутую в пространство жесткой классно-урочной системы.

Формы деятельности не обязательно жестко привязаны к возрастам. Все на-много сложнее, чем резкая привязка к одной ведущей деятельности. Если на ранних этапах развития ребенок вовлекается в ту или иную деятельность, то, чем дальше идет процесс персоногенеза, тем больше происходит переворачивание формулы. Не ребенок вовлекается в деятельность, а ребенок сам осуществляет выбор той деятельности, в которой происходит его развитие. И этот выбор зависит от его места в социальных отношениях.

Отсюда и рождается принцип включения ребенка в личностно значимую деятельность: необходимо помочь ему найти ее. И подобно тому, как обучение у семилетки должно входить через ворота детской игры, а не учебной деятельности, для двенадцатилетних учитель становится мастером и фасилитатором, способствующим вовлечению ребенка в те формы деятельности, в которых он может самореализоваться с наименьшим риском ухода в неврозы.

Тут появляется еще два ключевых понятия – социальная позиция и социальная роль. Социальная позиция – статическая характеристика, социальная роль – динамическая. Следовательно, деятельность – это развертка социальной роли, которую выполняет ребенок в тех или иных отношениях на этом этапе. Подростковый возраст – это возраст во-влечения и выбора тех деятельностей, которые мы с вами должны создать, чтобы у ребенка была мотивация к учению. Ключевой вопрос – найти ту деятельность, которая будет наиболее полно способствовать этой мотивации. Научить учиться – вот что самое важное для этого периода.

Я бы на старшей ступени школы «танцевал» от понятия «аттестат зрелости». Отсюда и поиски выбора деятельности, обеспечивающей социальную зрелость ребенка, его ответственность перед собой и миром, обществом.

 «Для этого возраста главное, – говорит Гальперин, выделяя психологические критерии зрелости личности, – что в качестве критерия зрелости на старшем этапе выделяется ответственность личности за свои поступки». В связи с этим на старшем этапе развитие личности ребенка формируется в направлении от объективной ответственности к субъективной.
Критерием зрелости является осуществление личностью свободного личностного выбора. Я хочу, чтобы мы четко выделили ядро психологического личностного созревания подростка на этапе старшей школы – это формирование ответственности за свои поступки и осознание ценности  свободы выбора. Вот ключевое новообразование старшего школьного возраста.

Александр АСМОЛОВ,
академик РАО, доктор психологических наук, профессор,
заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив