RSS Feed

Кардинальное изменение характера учебной деятельности

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Ольга Карабанова   25.01.2011  14:12

Период обучения в основной школе – подростковый период, являющийся одновременно возрастом социализации и возрастом индивидуализации. Основное содержание подросткового возраста составляет начало перехода от детства к взрослости. Это находит отражение в формировании элементов взрослости в физическом, социальном, умственном, эмоционально-личностном развитии подростка. Именно на подростковый возраст приходятся сложные процессы перестройки организма, развития самосознания, формирования нового типа отношений со взрослыми и сверстниками на основе чувства собственного достоинства, расширения сферы интересов, умственного развития и становления морально-этических инстанций, опосредствующих поведение, деятельность и взаимоотношения. Подростковый возраст включает кризисы 12 и 15 лет, связанные с перестройкой самосознания и системы отношений с социальным окружением.

Подростковый возраст является важным этапом формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработки ценностных ориентаций и личностных смыслов, включая формирование гражданской идентичности. Возникновение потребности в знании собственных особенностей, интереса к себе и размышлений о себе является характерной особенностью детей подросткового возраста. Происходит становление способности ставить цели и строить жизненные планы во временной перспективе, что создает основу влияния целей и планов будущего на поведение и деятельность человека.

В подростковом возрасте особое значение приобретает общение со сверстниками, при котором происходит познание себя и развитие самосознания. В 12–13 лет самосознание выступает в форме чувства взрослости – стремления освоить новую жизненную сферу, занять новую более самостоятельную и «взрослую» позицию, быть и казаться взрослым, что изменяет всю социальную ситуацию развития – систему значимых социальных и межличностных отношений подростка. В 14–15 лет самосознание приобретает форму осознания неповторимости и уникальности себя как личности.

В подростковом возрасте происходит кардинальное изменение характера учебной деятельности. Учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию. В младшем школьном возрасте на ступени начального общего образования развитие учебной деятельности было связано с освоением основных учебных действий, составляющих структуру учебной деятельности под руководством учителя и совместно с классом. В подростковом возрасте на ступени основного общего образования происходит развитие самостоятельности учебной деятельности.

На первом этапе (11–13 лет, 6–7 классы) формируется возможность самостоятельной постановки учащимся новых учебных задач. На втором этапе (13–15 лет, 8–9 и 10 классы) происходит развитие способности учащегося к проектированию собственной учебной деятельности, построению собственной траектории образования. Большую роль в этом играет учебно-проектная деятельность. В ходе подготовки и реализации учебно-исследовательских и социальных проектов  учащиеся овладевают проектированием как способом познания мира на основе освоения средств планирования и прогнозирования результатов проекта; овладевают средствами и способами организации кооперации и сотрудничества. Соответственно, происходит изменение формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Существенную роль в развитии учебной мотивации в подростковом возрасте играют познавательные и учебные интересы, возникают относительно устойчивые личностные интересы, формируются новые мотивационная направленность и смысл учения: направленность на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, овладение учебными действиями, инициативу в организации учебного сотрудничества.

Усвоение системы научных понятий формирует у подростка научный тип мышления, ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром. В средних классах учащиеся начинают овладевать основами высших форм мыслительной деятельности – теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. Подросток приобретает умение оперировать гипотезами на основе рассуждения. Развитие рефлексии создает условия для осознания подростком собственных мыслительных операций и управления ими. Развитие теоретического мышления на основе системы научных понятий, в свою очередь, определяет развитие самосознания.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив