RSS Feed

Психологические особенности детей XXI века

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Ольга Карабанова   18.01.2011  11:45

О психологических особенностях детей  рассказывает профессор кафедры возрастной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор психологических наук Ольга Карабанова.

  • Поляризация психического развития детей и подростков по уровню развития. На смену кривой нормального распределения, традиционно описывающей распределение детей и подростков по уровню развития, приходит модель «трех пиков» – «среднего» уровня развития, «опережающего» и лежащего в пограничной зоне перехода к вариантам «сниженного» развития.
  • Рост группы детей, для которого характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития. Число таких детей неуклонно возрастает, причем причины нарушений в развитии становятся все более разнообразными и множественными.
  • Нарастание выраженности факторов риска (биологических, семейных, социальных) и их умножение. Наблюдается рост удельного веса групп риска среди детей и подростков. Наряду  с традиционными группами риска возникают новые. Например, относительно недавно получила «официальную прописку» группа «часто болеющих детей».
  • Форсирование интеллектуального развития детей и подростков в форме искусственной акселерации с целью как можно раньше обеспечить его переход на последующую возрастную ступень развития – по словам К.И. Чуковского, «овзрослить и осерьезнить ребенка».
  • Изменение мотивационной сферы в направлении снижения познавательных мотивов и интересов, любознательности и любопытства, повышения значимости потребительских интересов. Время «почемучек» сменилось временем интеллектуальной вялости, пассивности, апатии. Современные дети нередко оказываются «перекормлены» информацией, обрушивающейся на них с экранов телевизоров, компьютеров, различными видами занятий во всевозможных «группах раннего развития», «эстетических студиях».
  •  Нарушение типа эмоциональной привязанности в детско-родительских отношениях, эмоциональная «спутанность» и симбиоз, тревожно-амбивалентный и тревожно-избегающие типы привязанности
    (Д. Боулби, М. Эйнсворт) замещают собой надежную привязанность и эмоциональное принятие родителями ребенка.
  • Неблагоприятной тенденцией остается обеднение и ограничение общения детей со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности, включая несформированность мотивов общения, сотрудничества и кооперации у значительной части детской популяции.
Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив