RSS Feed

Повышение квалификации учителей: пространство выбора

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Борис Старцев   20.01.2011  17:57

Федеральный институт развития образования (ФИРО) завершил реализацию двухлетнего проекта «Проведение эксперимента по персонифицированному финансированию системы повышения квалификации». В рамках проекта разрабатывалась, в частности, организационно-экономическая модель, при которой учителя сами могут выбирать учебное заведение для повышения квалификации.

О результатах проекта рассказывает руководитель Центра методологии управления, экономики и нормативно-правового регулирования образования ФИРО Сергей Заир-Бек.

Сергей Измаилович, в 2010 году ФИРО  провел семинары, посвященные новой системе повышения квалификации учителей, во всех федеральных округах. Кто в них участвовал?
В них участвовали все основные субъекты системы повышения квалификации учителей. Это представители региональных институтов повышения квалификации, вузов, органов управления образованием, образовательных учреждений. Принимали в семинарах участие и сотрудники системы занятости, ведь механизмы, подразумевающие возможность выбора организации, разработаны не только для повышения квалификации учителей, но и для переподготовки людей, оставшихся без работы.
Речь идет, разумеется, об обучении за бюджетные средства. За свои деньги директора и учителя имеют возможность повышать квалификацию там, где они хотят.

Сама идея свободного выбора места повышения квалификации в сфере образования, согласитесь, не нова. Об этом говорится уже лет пятнадцать, эта идея зафиксирована в президентской инициативе «Наша новая школа». В недавнем послании Федеральному собранию Дмитрий Медведев заявил, что учителям «надо создать возможности для стажировки в лучших школах и повышения квалификации в ведущих вузах страны». А есть ли реальный опыт?
Действительно, эти идеи начинали разрабатывать не мы и не в 2009 году. Определенные наработки были и есть сегодня, на-пример в Самарской, Московской, Калининградской, Тюменской областях. Эти и некоторые другие регионы имеют свой уникальный опыт реформирования системы повышения квалификации. Другой вопрос, что законодательные нормы не позволяют в полной мере перейти на новые механизмы.

С 2011 года, когда мы начнем работать по 83-му Федеральному закону (совершенствование правового положения государственных и муниципальных учреждений), основы системы, так или иначе, будут пересмотрены. На этом этапе, в условиях новых экономических реальностей, связанных с новыми подходами к системе бюджетирования, мы постарались сначала теоретически обосновать, а затем предложить на практике инструменты персонификации в системе повышения квалификации. Речь идет о том, чтобы передать возможность выбора непосредственно тем людям, которые работают в школах и фактически являются основными потребителями услуг системы повышения квалификации. Более того, они являются такими же заказчиками, как и их работодатели, хотя рассматривать их в качестве заказчиков почему-то долгое время было не принято.

Что конкретно предложили эксперты ФИРО для реформирования системы?
В рамках нашего проекта была предложена новая организационная модель персонификации финансирования. Учитель получает на руки бюджетный сертификат, который он может использовать в системе повышения квалификации. Наполнение сертификата – определенная сумма из бюджетных средств, чаще всего, субъектов Федерации.

В 2010 году на организационную модель мы «наложили» несколько финансовых моделей, которые были апробированы в ходе консультаций на региональных семинарах. Эти модели можно использовать на практике в самом ближайшем будущем – методическая и методологическая основа подготовлена. Участники наших семинаров готовы с ней работать. В Основных направлениях действий Правительства РФ записано, что к концу 2012 года в эксперименте по персонифицированному финансированию должны участвовать не менее 30 субъектов Федерации.

Мы направили в Минобрнауки России предложения в проект Постановления Правительства РФ по эксперименту. Надеемся, что он стартует уже в первом квартале 2011 года.

Как к новой модели относятся представители традиционной системы повышения квалификации учителей?
В рамках новой модели система фактически лишается существовавшей долгие годы монополии на повышение квалификации. По нашим оценкам, работники институтов повышения квалификации понимают, что не смогут продолжать функционировать в прежнем режиме. И если они сами не возглавят процесс изменений, им будет намного тяжелее приспосабливаться. Не секрет, что их конкуренты, прежде всего вузы, с нетерпением ждут момента, когда им будет открыт доступ в систему повышения квалификации учителей за бюджетные средства.

При этом среди вузов, конечно, есть те, кто готов работать с учителями, а есть и те, кто, может быть, и хочет, но пока не может, во всяком случае – не готов принимать участие в конструировании сетевого взаимодействия. Мы уже общались с представителями высшей школы, вместе с ними рассчитывали экономические возможности их участия в повышения квалификации.

Каковы риски перехода к новой системе?
Мы попытались их просчитать и понимаем, где могут быть точки сопротивления.
Прежде всего, возникает вопрос о дальнейшем существовании демонополизируемой системы – не только институтов повышения квалификации, но и районных методических служб. Ведь в новой реальности они могут потерять значительную часть своих прежних функций. На самом деле, это нельзя считать безусловным «плюсом», ведь может исчезнуть реальный механизм проведения тренингов для учителей на местах, так что необходимо в том или ином виде сохранить повседневную практику взаимодействия учителей и методистов, да и в целом постоянного сопровождения работы учителя.

Что касается самих институтов повышения квалификации, то они тоже должны будут доказывать свое право на существование. У регионов ведь возникает риск потерять эти институты, если в условиях персонификации финансирования туда никто не пойдет повышать квалификацию. Такой риск, пусть даже в отдельных регионах, – свидетельство слабости традиционной системы, но, так или иначе, он существует.

Может быть, есть и другой риск: большинство учителей предпочтут сохранить синицу в руках, оставшись в своих родных институтах. В конце концов, далеко не каждый ВУЗ, даже педагогический, способен профессионально работать с учителями.
Да, есть и такой фактор. Об институтах повышения квалификации учителям все известно, а вот насколько заслуживают их доверия другие образовательные учреждения, насколько они будут приближены к их потребностям, неизвестно. Поэтому, создавая для учителя пространство выбора, нужно обеспечить выбор не между плохим и очень плохим, а между хорошим и очень хорошим.

Кроме того, нужно, чтобы учитель сам захотел делать выбор. Ведь возможна и такая позиция: оставьте нас в покое, лучше дайте нам наличные деньги, мы купим на них книги или закажем программу в Интернете.

Будут ли использоваться в системе повышения квалификации конкурсные механизмы в соответствии с 94-м Федеральным законом? Известно, что этот закон вызывает немало нареканий в системе образования: например, в связи со школьным питанием, когда школам приходится покупать самые дешевые, а не самые качественные продукты…
Сегодня эти риски существуют в системе повышения квалификации, но в дальнейшем будут предприниматься попытки их избежать благодаря персонификации. Точно так же необходимо избежать и коррупционных механизмов, и вообще предоставления некачественных услуг.

Будет ли безграничным пространство выбора, которое откроется перед учителем в случае внедрения новой системы? Сможет ли он поехать на учебу в другой регион?
Пространство, конечно, будет ограниченным – все-таки речь идет о бюджетных средствах. Если человек получает на руки пусть не деньги, а некий их аналог, он должен выбирать из тех программ, которые прошли государственную или общественно-профессиональную экспертизу. Возможно, будет создан федеральный банк таких программ, или же в каждом регионе должен быть свой банк данных. В любом случае, необходима система отбора программ и учебных модулей.

Если человек захочет повысить квалификацию в другом регионе, бюджетный сертификат может не покрыть все его расходы. Речь идет о финансировании того объема образовательной услуги, который определил сам регион. При желании учитель может доплатить разницу из своего кармана или за счет своей школы, если его поддерживает директор и педагогический коллектив. Многоканальность финансирования – одна из особенностей новой модели.

Кто поможет учителю сориентироваться в изобилии программ и выбрать ту единственную, которая подходит именно ему?
На рынке образовательных услуг должны появиться посредники – консультанты, эксперты. К ним будут обращаться и учителя, и управленцы, чтобы получить информацию о предложениях на рынке повышения квалификации и оценить качество программ, которые предлагаются на выбор учителю. Роль экспертно-управленческого консалтинга значительно вырастет. Возможно, его функцию возьмут на себя районные методические службы или какие-либо другие интеллектуальные институции.

Кроме того, экспертную функцию будут выполнять и сообщества учителей, в том числе сетевые. Уже сегодня через СМИ, через Интернет учителя четко говорят, что такие-то программы интересны, а такие-то – нет. В этом заключается своего рода страховка рисков перехода на новую систему.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив