RSS Feed

Понятие «нормы» и современная специальная психология

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Светлана Сивожелезова   28.01.2011  15:07

На вопросы «Просвещения» отвечает преподаватель кафедры педагогики и медицинской психологии Первого московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова, ассистент кафедры общей психологии и педагогики Государственного медицинского университета им. Н.И. Пирогова, психолог Центра реабилитации инвалидов детства «Солнечный мир» Яна Воротынцева. 

Яна Станиславовна, изменилось ли понятие «нормы» в современной психологии?

Понятие «нормы» в современной психологии до сих пор является достаточно дискуссионным вопросом, так как разные подходы выделяют различные критерии «нормы».

С точки зрения статистического подхода быть нормальным – значит соответствовать усредненному стандарту оценки возможностей человека. К примеру, IQ 85-114 соответствует нормальному уровню умственного развития.

Если говорить о нормальном развитии с точки зрения адаптационного подхода, то «нормой» является степень адаптированности. Соответственно, если ребенок плохо учится, имеет проблемы в общении со сверстниками, он дезадаптирован и не является «нормой».

Если говорить о психологическом критерии психической нормы, то в российской психологии принято опираться на закономерности психического развития, установленные в рамках деятельностного подхода. В этом случае психической нормой будет являться процесс последовательного становления психических новообразований данного периода. Соответственно, при ненормативном психическом развитии мы будем наблюдать отставание в развитии новообразования, например отсутствие подготовленности к школе у 7-летнего ребенка.

Какие изменения должна претерпеть система школьного обучения в целом и обучения детей со специальными потребностями?

Система школьного обучения должна строиться в соответствии с возрастными и функциональными особенностями ребенка. Требования учебной программы должны усложняться последовательно и постепенно, учитывать индивидуальные и возрастные особенности школьников.

Необходимо проведение диагностики актуального уровня развития каждого ребенка на момент поступления в школу. Критерием поступления должен быть не возраст 6–7 лет, а наличие психологической готовности к школьному обучению (для некоторых детей это может быть и 7,5–8 лет).

Коррекционная помощь может выражаться в организации специальных классов с меньшей наполняемостью, щадящим режимом, коррекционных групп для занятий с педагогами по отдельным учебным предметам, занятий со специалистами (психологом, логопедом, дефектологом), направленные на развитие и коррекцию недостатков развития.

Также важно поднимать уровень информированности родителей, которые часто без меры загружают своих детей, не беря в расчет их возрастные и индивидуальные возможности.

Что нового появилось в специальной психологии за последнее десятилетие в России?

В России создаются и начинают работать различные психологические центры, основными задачами которых становятся диагностика, консультирование, коррекция и сопровождение детей и подростков, испытывающих трудности в обучении и адаптации к жизни в обществе. Расширяется возрастная сфера оказания психологической помощи населению. Создаются специальные центры для детей и подростков с тяжелыми нарушениями движений, тяжелыми формами умственной отсталости, которых ранее относили к «необучаемым».

Возникновение и расширение психологической службы в образовании позволяет вычленить большую группу детей с минимальными или пограничными нарушениями, которые также требуют специальной психологической поддержки.

Развивается процесс интеграции «особых» детей в массовое образование – инклюзивное образование, требующее не только принципиальных изменений в системе среднего и высшего образования, но и подготовки общества в целом.

Что касается практических направлений специальной психологии, то в российской традиции основной упор сделан на коррекцию дефектов развития, в отличие от Европы и США, где основной фокус внимания – это реабилитация детей и взрослых с нарушениями развития, их адаптация и социализация в обществе.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив