RSS Feed

Наша новая старшая школа

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Александр Кондаков   24.01.2011  16:06

280 представителей учреждений общего образования, ИПК и органов управления образованием, более тридцати субъектов Российской Федерации приняли участие в прошедшей в Российской академии образования Всероссийской конференции «Профильное обучение: содержание, технологии, эффективность». Предлагаем вашему вниманию ключевые положения прозвучавшего на конференции доклада руководителя проекта РАО по разработке ФГОС общего образования Александра Кондакова «О проекте Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

Содержание образования – педагогически адаптированная система знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Специальное образование дает человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности. Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию каждого индивида, его отношение к миру и определение своего места в нем.

Приступая к отбору содержания образования на ступени среднего (полного) общего образования, мы отталкивались от главной цели – обеспечения гражданского становления, социальной зрелости и функциональной грамотности обучающихся с учетом их потребностей, склонностей и познавательных интересов; сохранения преемственности программ общего и профессионального образования.

В этой фразе «зашито» сразу не-сколько принципиальных моментов. Во-первых, обычно на просьбу назвать ведущую деятельность ребенка в школе представители образования отвечают «учебная». Увы, это ложная целевая установка. У подростка, как подсказывают психологи, на ступени основного общего образования ведущей деятельностью является социальная самоидентификация в условиях личностно значимой деятельности. А на старшей ступени школы доминирует стремление к социальной и гражданской зрелости. Для молодого человека важно ощутить себя социально значимой личностью.
Во-вторых, на заключительном этапе школы отбор содержания образования, организация учебно-воспитательного процесса определяются задачами предпрофессионального образования, причем неважно, пойдет ли ребенок в вуз, техникум, ПТУ или учреждение дополнительного образования. Таким образом, мы состыковываем систему профессионального и общего образования, учитываем индивидуальные запросы обучающихся.

В апреле в Хабаровске «Единая Россия» собрала совет ректоров Дальнего Востока, на котором, в том числе, обсуждался вопрос: «Какие проблемы вы испытываете при работе с первокурсниками?» После двух часов обсуждения мы договорились, что главных проблем две. Первая – огромное количество избыточного знания. Вторая – отсутствие компетенций, необходимых для успешного обучения в вузе. Эти два пункта мы тоже учли при разработке стандарта школы старшей ступени.

Мы выделили следующие личностные результаты освоения основной образовательной программы:

  • сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за общественное благосостояние, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демо-кратические ценности;
  • сформированность основ личностного саморазвития и самовоспитания в обществе на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества,   готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, коммуникативной и другим);
  • сформированность навыков социализации и продуктивного со-трудничества со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;
  • сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного усвоения общечеловеческих нравственных ценностей (любовь к человеку, доброта, милосердие, равноправие, справедливость, ответственность, свобода выбора, честь, достоинство, совесть, честность, долг);
  • приобретение опыта нравственно ориентированной общественной деятельности;
  • готовность и способность к образованию и самообразованию в течение всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  • осознанный выбор будущей профессии на основе понимания ее ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов;
  • гражданское отношение к профессиональной деятельности как возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем.

Вместе с личностными мы определили и метапредметные результаты, среди которых:

  • готовность к социальному самоопределению;
  • сформированность умений определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов, самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию учебной и познавательной деятельности;
  • готовность и способность к со-трудничеству в образовательной деятельности;
  • сформированность навыков исследовательской и проектной деятельности;
  • готовность и способность к информационной деятельности;
  • сформированность основ социально-критического мышления (осознание функций различных социальных институтов, ориентация в социально-политических и экономических явлениях, событиях и их последствиях, умение их самостоятельно оценивать и принимать решения, вырабатывать стратегии поведения, руководствуясь гражданскими и нравственными ценностями и критериями общественного блага);
  • сформированность навыков продуктивного общения и взаимодействия с партнерами по совместной деятельности;
  • готовность к деловому лидерству; умение эффективно разрешать конфликты, успешно и продуктивно сотрудничать в группе.

В части требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, отбора содержания образования, структуры учебного плана в старшей школе мы исходили из следующих принципов: обеспечение полноценного развития личности обучающихся (с учетом ведущего вида деятельности в данном возрасте), сокращение учебной нагрузки и набора учебных предметов, обеспечение предпрофессиональной и общеобразовательной подготовки с целью дальнейшего успешного обучения в учреждениях профессионального образования и (или) применения в профессиональной деятельности.
С учетом результатов эксперимента по профильному обучению мы предлагаем выделить три уровня отбора содержания образования: интегрированный, базовый и профильный.
   
Предметные результаты на интегрированном (общеобразовательном) уровне должны быть ориентированы на формирование общей культуры и реализацию преимущественно мировоззренческих, воспитательных и развивающих задач общего образования, а также задач социализации обучающихся.
Предметные результаты на базовом уровне должны быть ориентированы на освоение систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решать задачи освоения основ базовых наук, поддержки избранного обучающимися направления образования, обеспечения академической мобильности.

Предметные результаты на профильном уровне должны быть ориентированы на более глубокое, чем это предусматривается базовым уровнем, освоение систематических знаний и способов действий, присущих данному учебному предмету, и решать задачи освоения основ базовых наук, подготовки к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
Принципы, лежащие в основе отбора содержания образования и организации учебно-воспитательного процесса, определили и необходимость формирования новых подходов к конструированию учебного плана образовательного учреждения.

Учебный план должен обеспечивать как формирование свободно конструируемого индивидуального учебного плана, так и реализацию в образовательном учреждении одного или нескольких профилей с заданным набором предметов.

Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса (в том числе отражающую их индивидуальные, этнокультурные и иные запросы); обеспечивает возможность разработки индивидуальных учебных планов. При этом основная образовательная программа может включать как один, так и несколько учебных планов, в том числе с указанием профиля обучения.
Обязательная часть учебного плана обеспечивает реализацию требований Стандарта к предметным, метапредметным и личностным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования.

При формировании индивидуального учебного плана и (или) учебного плана профиля обучения реализация задач обязательной части обеспечивается выбором одного (двух) учебных предметов из каждой обязательной предметной области (но не более семи предметов). Выделено шесть предметных областей. Первая – русский язык, литература, родной язык, литература; вторая – иностранный язык; третья – общественные науки; четвертая – математика, информатика; пятая – естественные науки;  шестая – курсы по выбору: искусство, либо предмет по выбору школы, либо еще один предмет из 1–5 предметных областей. Содержание предметной области «Курсы по выбору» определяется образовательным учреждением, исходя из особенностей региона и запросов обучающихся.

Три (четыре) предмета из всех обязательных предметных областей изучаются на профильном уровне и три (четыре) на базовом уровне.

В качестве обязательных предлагается ввести еще три предмета. Это интегрированный курс «Россия в мире» (представляющий роль и место нашей Родины в мировой истории, культуре, политике и экономике), ОБЖ и физическая культура.

Обязательным станет также индивидуальный проект, выполняемый на межпредметной основе и направленный как на расширение академических рамок обучения, так и на применение полученных знаний в реальных жизненных ситуациях, на создание условий для социального становления и саморазвития обучающихся.

Структура основной образовательной программы включает несколько новых направлений.
Это программа профессиональной ориентации, призванная обеспечить готовность обучающихся к проектированию послешкольного образовательно-профессионального маршрута, формирование профориентационно значимых компетентностей, реализацию образовательно-профессиональных планов в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями рынка труда.

Программа подготовки к профес-сиональному самоопределению должна разрабатываться в школе, равно как и программа учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также программа социализации.
Программа учебно-исследовательской и проектной деятельности направлена на формирование системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования. Учебно-исследовательская и проектная деятельность готовит ребенка в том числе и к написанию индивидуального проекта. 

Программа социализации должна быть направлена на самоутверждение обучающихся в процессе участия в общественной жизни, освоение нового социального пространства, принципов и правил выбора путей построения собственной жизни, определение перспектив дальнейшего профессионального и личностного роста.

Структура требований к результатам освоения основной образовательной программы на старшей ступени общего образования определила и необходимость разработки системы оценки достижения планируемых результатов ее освоения. Система оценки должна закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования; ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы (с учетом учебной, внеучебной, проектной деятельности), позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов; позволять осуществлять оценку динамики индивидуальных достижений; предусматривать использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга.

И еще мы устанавливаем некую планку-идеал, к которой должен стремиться каждый выпускник. Это молодой человек или девушка, осознающие себя личностями, живущими в обществе с его глобальными проблемами, социально активные носители идеалов гражданского общества, уважающие ценности других культур, конфессий и мировоззрений, креативно и критически мыслящие, мотивированные к познанию, творчеству и самообразованию, готовые к построению своей личной профессиональной перспективы, способные нести ответственность перед обществом и государством за самостоятельно принятые решения, разделяющие ценности здорового и безопасного образа жизни.

Если  говорить шире – о стратегии развития государства, то абсолютно ясно, что она не может быть реализована без нового образовательного стандарта, направленного на формирование нового поколения россиян. Не случайно федеральный государственный стандарт общего образования стал основой президентской инициативы «Наша новая школа». Новый стандарт не может состояться без нового учителя. Без этого мы не достигнем целей и задач «Нашей новой школы», не сформируем гражданское общество. Как говорил еще Петр Столыпин, «прежде всего надо воспитать гражданина, а потом уже гражданственность сама воцарится на Руси».

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив