RSS Feed

Кризисы детства обусловлены разрывом между жизнью взрослых и жизнью детей

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Ольга Карабанова   20.01.2011  15:08

О социокультурном феномене детства рассказывает профессор кафедры возрастной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор психологических наук Ольга Карабанова.

В современной психологической науке можно считать общепризнанным положение о том, что само детство как социокультурный феномен кристаллизует в себе достижения и проблемы развития общества и развивается вместе с обществом. Это находит отражение в изменении продолжительности детства в сторону возрастания и изменении структуры детства по типу «вклинивания» все новых периодов детства, отвечающих новым задачам развития, возникающим на данной возрастной стадии (Д.Б. Эльконин).

Увеличение продолжительности детства возникает как ответ на появление новых задач развития, решение которых необходимо для инициации во взрослость, а также как ответ на рост социальной вариативности – усложнение задачи личностного и социального самоопределения влечет увеличение периода моратория (отсрочки от окончательного выбора социальных и межличностных ролей).

Изменение структуры детства, возникновение его новых периодов происходит потому, что общество создает новые и модифицирует существующие институты социализации, предлагающие ребенку новые виды деятельности, формы сообществ, сотрудничества и посредничества, обеспечивающие связь мира взрослых и мира детства, формирование необходимых компетенций.

В развитии детства в истории общества можно выделить периоды стабильности и кризисы
(В.И. Слободчиков, Д.Б. Эльконин, А.Л. Венгер). Стабильные периоды характеризуются неизменностью структуры детства, как последовательности периодов, для каждого из которых общество создает определенные институты социализации, задающие формы сотрудничества, активности и деятельности ребенка. В каждом периоде детства общество предлагает нормативные виды деятельности и нормативные институты воспитания для содействия в разрешении задач развития. Стабильные периоды детства отличаются высокой эффективностью социальных институтов. Кризисы детства –  такие моменты в истории общества, когда прежняя структура детства не обеспечивает оптимального развития ребенка и процесс социализации. В настоящее время, как и 20 лет назад, сохраняются явные признаки кризиса детства, такие, как распространенность школьной дезадаптации, низкая мотивация к обучению в школе. Если раньше эти проблемы были уделом отдельных учащихся, то теперь они все более остро осознаются обществом как проблемы значительного числа детей. Это свидетельствует о том, что в дошкольном возрасте не было обеспечено решение важнейшей задачи формирования психологической готовности ребенка к  школе. Одна из причин такого положения в том, что в последние 20 лет нарушена преемственность поколений, связи и сотрудничества детей разных возрастов. Если раньше отношения между детьми строились вертикально: в одной дворовой компании были дошкольники, школьники и даже подростки, то сейчас система организации дошкольного воспитания такова, что дети контактируют только в рамках возрастной горизонтали. В детском саду младшую и подготовительную группу выводят на прогулку отдельно, чтобы старшие не обидели младших. В школе первоклассников изолируют от старших детей, специально закрывая коридор.

Так реализуется жесткая дифференциация по возрасту на уровне детских неформальных групп. Тем самым нарушается формирование «образа ближайшего будущего», понятного и значимого для ребенка, обеспечивающего готовность ребенка включиться в новые формы сотрудничества.

 У детей и подростков возникает принципиально новая тенденция – нежелание взрослеть, отказ от перехода к новому статусу, связанные с неопределенностью как самой взрослости, так и путей вступления во взрослость.

 Кризисы детства обусловлены разрывом между жизнью взрослых и жизнью детей, приводящим к обессмысливанию для ребенка видов деятельности, предлагаемых обществом. Отсюда «сбои» системы школьного обучения, возникновение псевдо-школьной жизни, когда ребенок в дошкольном возрасте погружен в учение и у него отсутствуют игры и другие типичные виды дошкольной деятельности. Сегодня перед обществом стоит актуальная как никогда задача найти те формы сотрудничества и связи между поколениями, которые позволят преодолеть этот кризис.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив