RSS Feed

Отечественная нейропсихология в поисках слабого звена

Комментарии отключеныКомментарии
Автор: Данила Строганов   28.01.2011  15:21

На вопросы «Просвещения» отвечает директор детского психологического центра «Образование в развитии» Екатерина Каширская.

 Екатерина Владимировна, изменилось ли понятие «нормы» в современной психологии?

Сегодня в Западной Европе и Северной Америке практически повсеместно принята американская классификация нарушений, основанная на традиционной схеме постановки диагноза. Если у нас есть диагноз, то в соответствии с ним мы можем назначить лечение и реабилитацию – как медицинскую, так и немедицинскую (социальная, психологическая реабилитация внутри учебного учреждения).
В принципе, весь мир живет по схеме детальной и всесторонней диагностики, после которой следует (или не следует) постановка определенного диагноза. Соответственно, «норма» определяется как отсутствие диагноза.

У нас ситуация несколько иная. Традиционный отечественный подход, например нейропсихологический, разработанный в школе Выготского-Лурия, – это подход качественной диагностики, а не количественной.

Человек не может все делать хорошо или все делать плохо. Есть индивидуальные особенности: что-то получается лучше, а что-то хуже. Качественный подход описывает сильные и слабые стороны функционирования организма, поэтому понятие нормы и патологии у нас зависит от взгляда на вопрос постановки диагноза. Ставя диагноз, в любом случае отвечаешь на вопрос «да или нет»: есть нарушения или нет нарушений, есть аутизм или нет аутизма, есть синдром дефицита внимания с гиперактивностью или синдром дефицита внимания без гиперактивности?

То есть дефицит внимания это уже диагноз?

Руководство по постановке диагнозов DSM-IV давно уже классифицирует три типа синдрома нарушения внимания: с гиперактивностью, с преобладанием дефицита внимания и комбинированный.

Что делаем мы? Мы, в общем-то, пока старались не ставить диагноз, а просто качественно описать трудности, чтобы назначить адекватную реабилитацию. Когда к нам приходит ребенок с жалобой, например, на то, что он с ошибками пишет диктанты, мы не можем сразу поставить ему диагноз. Мы должны разобраться. Ребенок может плохо писать диктанты, потому что плохо различает на слух фонемы. Или он их различает, но не запоминает. Или он их различает и запоминает, но не может отобразить моторный компонент. Функционирование мозга и все необходимые школьные функции (письмо, чтение и так далее) – это очень сложные функциональные образования.

Отечественная нейропсихология как раз нацелена на то, чтобы разобраться, какое звено этого функционального образования ослаблено, что конкретно в функции письма выпало. И из-за этого звена мы имеем, например, школьную неуспеваемость.

Как, на ваш взгляд, должно быть организовано обучение детей со специальными потребностями?

Есть очень важный момент, который относится к школьному обучению. Наличие или отсутствие в массовой школе детей с проблемами и трудностями определяется очень простым фактором – отношением общества к людям с проблемами.

Общества, построенные по тоталитарному признаку, то есть консервативные общества, замкнутые на себя, обычно не толерантны к людям-инвалидам, к людям с проблемами и соответственно к детям с проблемами. И школьная система построена в таких обществах ровно так же. Если ты плохо успеваешь в школе, это означает, что ты плохо стараешься.

Мы унаследовали эту черту Советского Союза?

Да. Но даже высокоразвитые общества тоже обладают этой чертой. Уж на что, казалось бы, Япония впереди планеты всей, но что касается принятия в массовую школу детей с проблемами, она настолько же консервативна, насколько консервативен был Советский Союз. Не можешь учиться в престижной школе – пожалуйста, тебя продиагностируют и отправят в специальную школу для детей с трудностями. Школа и общество не будет тебя интегрировать в массовую школу, способствовать тому, чтобы ты учился в классе, если, например,  у тебя есть некоторые признаки аутизма.

Инклюзивное образование лучше специальной школы?

Безусловно, лучше, но оно доступно только высокоразвитым обществам. Высокоразвитым не с точки зрения технологий, а с точки зрения отношений между людьми и государства к человеку. В Западной Европе мы наблюдаем примеры таких обществ, в Юго-Восточной Азии их практически нет.

Мы, конечно, пытаемся сейчас что-то менять. В больших городах, как, например, в Москве, есть какие-то подвижки. Существуют и создаются образовательные учреждения интегративного типа, уже начиная с дошкольных образовательных учреждений. Существуют детские сады, которые принимают, например, детей с ДЦП наравне с детьми без проблем в развитии. Это хорошо, это должно быть. В этом будущее адаптации таких детей к жизни в обществе.

Нейропсихолог может привести патологию к норме путем нахождения слабого, «выпадающего» звена?

Компенсаторные возможности организма удивительны, и в нейропсихологической практике известны случаи, когда после долгих и трудных занятий даже прорастали новые нервные волокна в мозолистом теле у детей, у которых это мозолистое тело практически полностью отсутствовало. То есть чудеса случаются.

Но, конечно, все зависит от степени нарушения. Ребенок с очень серьезным врожденным детским церебральным параличом (ДЦП), наверно, никогда не достигнет нормы для среднего ребенка, который должен прыгать, бегать, ловить мяч. Но тот же ДЦП имеет огромное количество степеней. И легкие, и средние степени не должны препятствовать тому, чтобы человек вел полноценный образ жизни, получал образование вместе со своими здоровыми одноклассниками, а не в специальной школе для детей с нарушениями развития. Могут эти дети с проблемами развития учиться с обычными детьми в массовой школе? Большинство – да, потому что многие трудности ничего общего не имеют с тем, что мы называем интеллектом, они лежат в других областях жизни. Если у ребенка нет проблем с математикой, но есть проблемы в общении, кто, как не школа, поможет ему найти с одноклассниками общий язык? Если мы отправим его на домашнее обучение или в специализированную школу, это точно ему не поможет.

Comments are currently closed, but you can trackback from your own site.

Архив